Детские сочинения - захватывающее чтение. В исписанных детскими почерком тетрадных листочках можно вычитать массу интересного. Вспомним хотя бы лапидарное определение счастья, данное школьником в классическом фильме: "Счастье - это когда тебя понимают".
Уже пятый год в Петербурге проходит конкурс "Голос ребенка", организованный издательством "Региональная пресса" и Творческой мастерской Игоря Шадхана. В этом году на конкурс было прислано 2500 детских сочинений. 27 мая в Аничковом дворце прошло награждение победителей. Среди предложенных тем - "Будущее зависит от тебя? Будущее зависит от тебя!", "Дом моей мечты", "Я люблю: я ненавижу:"
"Что мы, люди, сделали за время, когда я жил?"
Современные дети озабочены не только личными, но и глобальными проблемами.Восьмиклассник Миша Логиновских приводит возможный сценарий того, что будет через 50 лет.
"Две тысячи пятьдесят пятый год. Мне 63. Какое ужасное утро!
Просыпаюсь и чувствую, как мои легкие наполняются воздухом. Но каким? Он полон смога, который уже невозможно терпеть. Сразу вспоминается, что в Санкт-Петербурге так мало парков и зеленых насаждений, только сплошные дома и машины, из-за которых теперь и улицу не перейдешь. Общественный транспорт отменили несколько лет назад, он все равно бесполезен; чем стоять в бесконечных пробках, быстрее дойдешь пешком. Осталось только метро, где тоже не найдешь чистого воздуха.
Что мы, люди, сделали за время, когда я жил? Ничего. Стало только хуже. Машины все так же заправляются бензином и заполняют улицы. В городе все больше пожилых людей, не встретишь юного лица. Молодежь сбегает на постоянное место жительство в деревню, на природу. Только там найдешь спасение, чистый воздух, тишину и покой".
Впрочем, мальчик дает и другой, оптимистический, сценарий жизни в 2055 году: в городе стало много зелени, машины ездят на водяном пару или электрической энергии, и во всем мире уничтожено ядерное оружие. Миша надеется, что именно он и осуществится.
В детском представлении о будущем - интересная работа, счастливая семья. Не стоит думать, что дети корыстны и мечтают о больших деньгах. Вот что пишет, к примеру, восьмиклассница Диана Вахитова:
"Хочу стать богатой, но не ради личных целей, а ради того, чтобы отдать деньги в приют тем детям, у которых нет родителей. Хотя и не знаю, чем помогут им эти деньги, от этого у них не появятся настоящие и любимые родители, но все же хочется как-то им помочь".
"Надежда остается последней"
А детям, у которых нет родителей, не до глобальных проблем. Они пишут сочинения -исповеди, не укладывающиеся в заданную тему. Их размышления, скорее, о прошлом и настоящем, чем о туманном будущем, в которое они смотрят с тревогой.
"Нас было в семье трое сестер: я, Вера и Люба, но они умерли еще маленькими, - пишет девятиклассница Надежда Иванова. - Одна родилась с большой головкой, а другая была сильно больна. Мне повезло, я осталась жить. Как говорят - "Надежда остается последней". Я жила с мамой и папой до двух годиков. А потом папа нашел себе другую женщину. Мать начала помаленьку пить, глотать таблетки всякие. Потом в мои 6 лет мы обменяли квартиру на дом в поселке Рябово - и начались кошмары. Бабушка стала пить, один раз пьяная ушла из дома, а утром мы ее нашли избитой на мосту около дома, ее парализовало, а через неделю она умерла. Мать спилась хуже прежнего, начала шляться по ночам, мужиков приводить в дом. Однажды у нее появился друг, и мама на пьяную голову поспорила с ним, что бросится под машину. Он не поверил, а она пошла на дорогу. Я побежала за ней, плакала и кричала: "Мамочка, не надо, пожалуйста! Я тебя умоляю! Я тебя очень сильно люблю!" Но мама меня не послушала, а только сказала:"Надя, иди в дом". И в эту минуту ее сбила машина. Ее увезли в больницу, а через месяц она вернулась на костылях.
А потом, когда мне было уже 8 лет, маму лишили родительских прав, а меня отправили в Никольский детский дом. Когда я училась в пятом классе, тетя сказала, что моя мать умерла, попала под машину в свой день рождения. Шла пьяная по дороге, и ее сбила машина во второй раз, но уже насмерть. Я очень сильно расстроилась, плакала, никого не хотела видеть.
Сейчас я учусь в девятом классе и привыкла к детскому дому. Мне здесь нравится, но очень не хватает близких, маминой ласки, улыбки на ее красивом лице, помощи в трудную минуту, ее тепла и любви. Почему все так получилось? Почему мама умерла? И отец совсем меня забыл?
Вопросов накопилось много, но больше всего меня мучает один: а смогу ли я выстоять в борьбе за жизнь? Смогу ли не совершить тех ошибок, которые стали роковыми для моей матери? Смогу ли дать своим детям тепло и заботу, которых так мне не хватало? Я очень боюсь ошибиться и боюсь быть плохой матерью. И эта боязнь вселяет в меня уверенность в моих силах. И написав все это на бумаге, я как бы посмотрела на себя изнутри. Теперь я точно знаю - я смогу, слышите, я смогу!!!
P.S. Я верю, мама, что ты где-то есть и твоя душа видит меня и слышит. Я люблю тебя всем сердцем, несмотря ни на что, и дай-то Бог, чтобы мои дети любили меня так же, как я люблю тебя. И знай, что свою казалось бы никчемную жизнь ты прожила не зря, ведь у тебя есть я. И я благодарна тебе за это. Ты сделала для меня самый ценный подарок. Ты подарила мне жизнь. Спасибо тебе, МАМА!"
Мой дом - дерево... где есть электричество
Во многих сочинениях младшеклассников реальность переплетена со сказкой. Но даже в фантастических описаниях дома своей мечты попадаются вполне реалистические детали.
"Я все время мечтала жить на дереве. Но чтобы там были лестница и лифт, - пишет третьеклассница Лиза Пружанская. - А еще, чтобы были мосты между разными деревьями, и легко перейти с одного на другое, не спускаясь вниз. Мечтаю, чтобы можно было гулять по веткам, как по балкону, собирать урожай прямо с них, а еще отдыхать в гамаке. В моем доме-дереве обязательно есть электричество. Из его окон можно вылетать с парашютом прямо вниз. И еще, самое главное, чтобы в моем доме никогда ничего не крали и мама с папой не беспокоились оставлять дома своих детей, то есть меня и брата. Чтобы под ним была стоянка, на которой всегда смотрели за машиной".
Семилетний Андрюша Лукин выбрал тему "Я люблю: я ненавижу:". Сочинение получилось коротким, но емким:
"Вообще-то я люблю то же, что и моя мама. Но вот какая проблема: я люблю пиццу, а моя мама нет. Я люблю играть на компьютере и смотреть телевизор, а моя мама нет. Но ничего страшного, ведь это моя мама.
А вот что любим я и моя мама вместе: сухарики, чипсы, спать, греться на солнце и ходить в походы...
А вот что мы не любим и даже ненавидим: места, где холодно, и когда кто-то из людей или животных умирает. И вообще, я хотел бы, чтобы никто не умирал - никогда!"