Охраняя остров Новая Голландия, наслушался я птиц весной, брачных воплей котов, меня гоняли нахальные вороны, живущие на огромных тополях, когда у них слетки начали покидать гнезда. Казалось, каждую бродячую собаку знаю в морду лица. Но этим летом услышал байки о том, что в озере посреди острова живет уже три года крупный бобрище.
Есть ли жизнь среди мазутных пятен?
Берега облицованы гранитом, стенки высотой несколько метров, где ему хатку построить, как нору сделать? А ест что? Ни одного характерного погрыза осин на берегах озера! К тому же на берегу обнаружилось мощное пятно радиоактивного загрязнения, и специалисты полтора месяца эту "грязь" вывозили на захоронение. Но радиоактивное загрязнение - продукт такого сорта, который не лежит на месте. Обязательно проник в донные осадки озера. Да еще частенько на поверхности озера появляются радужные разводы нефтепродуктов. Проникают с Мойки. Ну, как тут бобру выжить?
Но две недели назад мой коллега опустил в воду с моста, что рядом с Петровской аркой, два длинных кола. Чтоб в озеро не заплывали катерники, желающие пожарить под деревцами шашлыки. Каково же было мое удивление, когда увидел, что один кол обгрызен. И именно бобром. В тот же день я напилил молоденьких осинок и бросил в озеро. В сумерках тихохонько подошел к берегу. Вот он, красавец. Крупный, упитанный, жует ветки с таким хрустом, что мне завидно стало. Видно зубы - свои. Какой аппетит! С тех пор так и пошло: как у меня дежурство - так я бобрику - угощение. А нора у него есть. Устроил под кочегаркой. Чтоб теплее было. А на прошлом дежурстве увидел, что выход из озера в Мойку перегорожен сеткой. Если бобр в ней запутается - погибнет, долго в воде он находиться не может. Хорошо, что к вечеру хозяин сетку снял. Видно, совесть взыграла.
- Бобр в Новой Голландии? Уже три года? - переспросила меня главный зоотехник нашего зоопарка Нина Васильевна Савина. - Никогда не слышала. Правда, прошлым летом в Кронверкской протоке рядом с нашим зоопарком появился бобр. Крупный. Мы сначала подумали - наш сбежал. Оказалось, нет. Решили его поймать, но он исчез. Может быть, именно к вам в Новую Голландию перебрался? В любом случае его нужно беречь как зеницу ока. Такое украшение острова!
Зубастые гидростроители
С этими симпатичными животными я знаком лет тридцать. Не раз чертыхался, проваливаясь в их норы, когда шел вдоль мелиоративных канав. Выскакивал из нор чертом, представляя, что бобр может с перепугу легко откусить мне самое дорогое.
Лет пятнадцать назад вместе с охотоведом Николаем Николаевичем Цыравиным в заказнике Дымово ловил бобров, которых потом самолетом отправляли на Дальний Восток. От Цыравина я и узнал, что старый бобр, услышав приближение опасности, лупит хвостом по воде. Звук получается нехилый. Это бобрище предупреждает сородичей: держите ушки на макушке! Не раз я видел, что волки зимой пытаются охотиться на бобров. Да где там серым разрушить хатку, сцементированную грязью, льдом, построенную из высохших сучьев! А в хатке у бобра два входа, учил меня охотовед - один снизу, другой сбоку. Бобру нужно, чтобы оба были в воде. Но летом и зимой уровень воды рек, мелиоративных каналов падает. Поэтому бобры и строят плотины. Втыкают в дно сучья, переплетают ветками, набрасывают землю, таскают стволы осин. Бревнышки длиной всего около метра, при этом есть бобровые плотины, достигающие длины 250 метров!
Даешь живую достопримечательность!
Поражает скорость этого строительства. Тут нужно учесть, что осину диаметром пять-семь сантиметров бобр перегрызает за две минуты. Однажды на охоте в Кипуе я заночевал в зимовье, стоящем на берегу глубокой мелиоративной канавы. Ночью встал с нар, а на полу вода по колено. Рюкзак плавает, дрова. Что за чертовщина? Оказалось, что эти стахановцы перегородили канаву плотиной, и вода залила лес. Пришлось мне, чертыхаясь, сделать в плотину дыру. Через час в зимовье опять было по колено воды. Я в злобе опять сделал дыру. Успокоились бобры только тогда, когда я :. обгадил плотину. А бобришки страшно чистоплотный лесной народ, такой подлости от меня они явно не ожидали.
Бобровая хатка - это целый коттедж, метров до десяти в диаметре, два с половиной метра в высоту. Хозяин всегда живет в доме с хозяйкой и детьми. Дети с прошлого года, дети нынешнего. Когда бобрятам исполняется три года, уверяет Цыравин, возникает квартирный вопрос, который испортил не только москвичей. Батя начинает намекать подросшим детишкам, что пора им строить свое жилье, заводить семью. Если дети не понимают, папа может и поколотить.
Летом бобры едят корни кувшинки, кубышки, тростник, а вот на зиму обязательно запасают осину, иву, ольху. Поэтому то я и подкармливаю бобра в Новой Голландии: пусть он благополучно перезимует. А главное - пусть остается в Новой Голландии и станет ее символом. Построят на острове музей и гостиницу, культурный центр, и будут гости нашего города, горожане приходить на берег озера и любоваться бобром.
Была такая рубрика в "Литературке" - "Если бы директором был я". Вот если бы я был директором, непременно бы объявил бобра достоянием Новой Голландии, дал ему имя и принял все меры охраны. А уж как ему доставлять осину - об этом я позабочусь.