Почти два года жителям Петербурга помогал защищаться от небоскребов и магазинов, наступающих на скверы и детские площадки, закон об общественных слушаниях N 114-20.
Смольный решил его переписать. Новый закон, обсуждаемый Законодательным собранием, "вооружит" граждан примерно так же, как у Шварца в "Драконе" Бургомистр вооружил Ланцелота - тазиком от цирюльника вместо шлема и медным подносом вместо щита.
Зачем его переписали
В январе 2005-го в России вступил в действие новый Градостроительный кодекс (ГК РФ). По мнению юристов Строительного комитета Смольного, новый проект закона позволяет привести питерские порядки и правила в соответствие с федеральной нормой.
Между тем разработчики действующего в Петербурге закона убеждены, что принципиальных расхождений с ГК РФ у их детища нет. "Наш закон и новый Градостроительный кодекс имеют общие корни. Это "европейские" законы, - считает Александр Карпов, один из идеологов закона N 114-20, консультирующий в настоящее время правительство Великобритании. - Они подготовлены на основании наиболее современных, проверенных европейским опытом правовых концепций в сфере защиты прав граждан".
По мнению Карпова, достаточно было заменить в действующем законе термин "общественные слушания" на формулировку ГК РФ "публичные слушания". И еще прописать в так называемой специальной части закона отдельные процедуры для нескольких типов градостроительной документации. Но Смольный пошел другим путем.
Было конкретно, стало размыто
Сила действующего закона - в его конкретности. Он подробно перечисляет, какие документы власть и застройщик должны подготовить и представить общественности (не только на слушания, но и по запросу заинтересованных граждан), как организовывать и проводить обсуждения, какая ответственность и для кого наступает в случае, если регламент нарушен и мнение народа не учтено.
Петербуржцам с этим законом в руках удобно идти в суд - там сразу выясняется, кто и что нарушил, какие согласования не получены, какие экспертизы не проведены. По данным "АиФ-Петербург", у некоторых комитетов Смольного попросту стало не хватать юристов, чтобы "проявлять уважение к суду" и направлять своего представителя на каждое заседание, где граждане тягаются с Правительством города. Но зачастую дело даже не доходит до суда. К примеру, недавно на Гражданке одна строительная фирма задумала развернуть масштабное строительство на месте так называемых "желтых домиков" - трехэтажных зданий, возведенных вскоре после войны. Ссылаясь на данные некой экспертизы и заключение районных властей, народу предлагали переселяться из якобы аварийных зданий. А когда наиболее бдительные граждане, вооружившись законом N 114-20, запросили соответствующие документы, "аварийность" оказалась: чистейшей воды вымыслом.
Новый проект Смольного подробными перечнями не отягощен, и вообще серьезно сужает возможности граждан по части защиты своих прав (хотя и декларирует обратное в п. 2 статьи 2). Слушания теперь не обязательно проводить в том же районе. Вдвое сокращаются сроки выставки градостроительных документов - с 20 дней до 10. Узнать о такой экспозиции и поучаствовать в процедуре обсуждения тоже будет сложнее, поскольку печатать соответствующие объявления в газетах новый закон не обязывает. Достаточно вывесить информацию "на официальном сайте принявшего решение исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга в сети Интернет" (читай - сайте Комитета по строительству) да разослать уведомления соответствующим депутатам ЗакСа и муниципальных образований.
Когда юристы, два года помогавшие петербуржцам бороться с уплотнительной застройкой, ознакомились с проектом, их удивлению не было предела. "Мы и раньше замечали тенденцию со стороны властей и строительных фирм предоставлять гражданам как можно меньше информации о строительстве, - рассказывает "АиФ-Петербург" адвокат Евгений Баклагин. - Но теперь складывается впечатление, что весь опыт, накопленный в этой сфере, власти решили отбросить и начать "с чистого листа".
"Уплотниловка" не вернется?
Любопытно, что губернатор Петербурга имеет непосредственное отношение и к действующему закону, и к нормативно-правовому акту, внесенному 26 октября 2005 года на рассмотрение Законодательного собрания. Покончить с уплотнительной застройкой Валентина Матвиенко обещала в 2003 году во время своей избирательной кампании. Закон N 114-20 в феврале 2004 года просто воплотил в жизнь этот пункт предвыборной программы губернатора. Однако в последние несколько месяцев глава городского правительства неоднократно возмущалась "летучими голландцами", которые участие в слушаниях превратили в свою профессию, кочуют из района в район и возбуждают умы.
Составители нового закона пожелание губернатора учли. В представленном ими документе больше нет нормы, признававшей "заинтересованной общественностью" петербуржцев, зарегистрированных в 100 метрах от "объекта градостроительного решения", а также ЖСК и ТСЖ из затрагиваемого квартала. Помянуты только граждане, проживающие на территории, "применительно к которой осуществляется подготовка документации", а также лица, "законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией документации". По этой логике при сооружении стационарного кафе в Сосновке мнение жителей домов с другой стороны Светлановского проспекта узнавать уже необязательно.
По одной из версий, разработчики нового закона использовали ГК РФ как повод, а позицию губернатора (возбуждение умов сегодня не приветствуется и на уровне Кремля) - как предлог, чтобы облегчить жизнь властям и строителям. Источник в Смольном, близкий к Валентине Матвиенко, в свою очередь, не исключает, что строители "могли преследовать свои цели, губернатору не известные". Но, по мнению источника, "возвращение к практике уплотнительной застройки в Петербурге все равно невозможно" из-за последних изменений российского законодательства. С 1 октября в стране земельные участки на уже освоенных территориях предоставляются под застройку только через конкурсные процедуры, а это, по мнению чиновника, - "достаточная гарантия гласности".