Наверное, многие помнят юмореску Жванецкого, которая заканчивалась фразой: "Может, в консерватории что-то подправить?"
И вот в нашей Петербургской консерватории пошли по пути, указанному сатириком: ректор Александр Чайковский, занявший пост год назад, своим приказом ликвидировал кафедру теории музыки, существовавшую более полувека, имеющую международный авторитет и являвшуюся хранительницей ленинградско-петербургской теоретической школы. Вместо нее образованы четыре новые кафедры, которые, по мнению специалистов, ориентированы на музыкальные факультеты педагогических вузов и уводят в сторону от фундаментальной науки.
Сам ректор в кратком телевизионном интервью назвал причиной ликвидации то, что: в творческом вузе не может быть кафедры, состоящей из 40 человек. Отметим, что ректор напрасно произнес цифру "40": на кафедре теории музыки работало 28 человек, включая совместителей. Можно предположить, что в Консерватории появилась необходимость сокращения штатов, однако ни один человек с педагогической должности уволен не был. Поэтому возникает подозрение, что удар был направлен против неугодных ректорату людей, в том числе и заведующей кафедрой.
Новыми структурами теперь руководят новые люди, причем не все из них имеют ученые степени и ученые звания, что противоречит квалификационным требованиям высшей школы.
Приказ ректора о переводе сотрудников на новые кафедры был издан 31 августа, хотя педагоги кафедры еще в июне направили ректору письмо с протестом. Осень ознаменовалась письмами к министру культуры А. Соколову, руководителю Федерального агентства по культуре М. Швыдкому, советнику президента Российской Федерации Ю. Лаптеву с просьбами "рассмотреть критическую ситуацию, сложившуюся в результате непродуманных и непрофессиональных действий ректората". Кафедру поддержали коллеги из ведущих консерваторий страны. Сотрудники кафедры обратились к адвокатам, чтобы получить правовую оценку деятельности ректората. Юристы выявили нарушения Федерального законодательства, нормативных актов, Устава Консерватории.
Изменения коснулись не только кафедры теории музыки. Вместо кафедры истории отечественной музыки появилась кафедра истории русской музыки, хотя Государственные образовательные стандарты обозначают круг дисциплин, ведущихся на кафедре, термином "История отечественной музыки", и, более того, в Консерватории всегда изучали не только русскую музыку, но и музыку народов всей нашей страны.
Петербургская консерватория - первая в России, она имеет статус "объекта национального достояния", что обязывает ее сотрудников и прежде всего руководство сохранять и оберегать сложившиеся традиции. Перемены не должны носить разрушительного характера; сложившаяся в Консерватории система музыкального образования - есть национальное достояние. Превращение уникального учебного заведения в заурядный музыкально-педагогический вуз приведет к тому, что Петербург может лишиться одного из своих культурных достояний.