8 февраля Санкт-Петербургскому государственному университету - старейшему в стране - исполняется 280 лет. Указ о его создании подписал Петр Первый. Главным принципом провозглашалось единство учебного и научного процессов, ведь одновременно учреждались также Академия наук и гимназия. Император считал, что в университете должно быть четыре факультета - медицинский, юридический, философский, филологический. Была принята немецкая система образования: проект университета составил Лейбниц, первые профессора приехали из Германии, их было 17, а универсантов в первый учебный год - 9. Интересно, что петербургский университет и сейчас сохраняет самое эффективное соотношение преподавателей и студентов: один к четырем, тогда как даже в МГУ - один к шести. Сегодня в университете учится 35 тысяч студентов и работает более четырех тысяч преподавателей.
Семь лет ректором был Михаил Ломоносов, который, уехав затем в Москву, основал университет там - МГУ младше СПбГУ на 30 лет. Ну а гостем редакции накануне 280-летнего юбилея университета стала нынешний ректор, доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии образования Людмила Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ.
"Штучный товар"
- Когда наши студенты в начале 90-х получили возможность учиться за границей, они огромными группами уезжали, но посмотрев, что за образование там, возвращались: "Нет, учиться нужно здесь, в университете, а потом уж за границей дополнительную квалификацию получать или язык совершенствовать". Это было приятно, - вспоминает Людмила Алексеевна. - Наше образование - лучшее среди ведущих вузов России. Мы готовим "штучный товар", потому что продолжаем следовать принципу единства учебного и научного процессов: преподаватели работают в наших НИИ, а научные сотрудники преподносят студентам результаты своих исследований буквально на следующий день, не нужно ждать, когда это попадет в учебники.
Но тут возникает другая проблема, потому что профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники финансируются по-разному, даже из разных министерств. Профессор получает 200-250 долларов (тоже, конечно, не ахти какая зарплата), а у научного сотрудника может быть зарплата в: 16 долларов. За последние 10 лет всем руководителям правительства я говорила об этом несоответствии, Михаил Михайлович Касьянов обещал помочь.
Серьезной поддержкой для ученых является система грантов российских и зарубежных фондов. Можно получить грант на подготовку монографии, проведение конференции, научную командировку.
Метро у Самсона
- Еще одна наша проблема - Петергоф. Я считаю, это было просто преступлением - перевести туда часть университета. Но когда мы с Александром Даниловичем Александровым, ректором, при котором это произошло, обсуждали эту историю, он сказал, что его обманули: убеждали, что выход из метро будет чуть ли не у Самсона.
:Весь университет в Петергоф не переедет никогда, но естественно-научные факультеты обратно уже не вернуть. В прошлом году мы отремонтировали здание на Среднем проспекте, и два дня в неделю "петергофцы" учатся здесь, но недовольны бывают студенты, которые живут там в общежитии.
В Петергофе у нас прекрасные научно-исследовательские институты, недавно сдали новое здание факультета прикладной математики - процессов управления, будем открывать новую поликлинику. А теперь геологи говорят, что и они готовы переехать, если будет новый корпус с современным оборудованием. Я в Петергофе бываю каждую неделю.
"Погружение в бездну"
- Остались ли все-таки элементы идеологии в университетском образовании? Самый тяжелый случай за последние годы - исторический факультет, которым 19 лет руководил профессор И. Я. Фроянов. Его главная задача - борьба с демократическими изменениями в обществе. Я вынуждена была даже прочитать шестисотстраничную книгу Фроянова "Погружение в бездну", это было нелегко. Фроянов считает, для того чтобы любая система развивалась, нужны чистки руководства (регулярно, раз в 10 лет).
Фроянов нанес вред историческому факультету. От нас ушли многие преподаватели, среди них члены Академии наук. Вот уже два года Фроянов факультетом не руководит, ситуация нормализуется, члены Академии возвращаются.
Что даст ЕГЭ?
- Без школы вуза нет, а во многих школах не хватает преподавателей, и нет возможности учить по-настоящему. Меня это волнует еще и потому, что в этом году Петербург включился в эксперимент по единому государственному экзамену, он пройдет по русскому языку. В России эксперимент идет уже три года. По моим наблюдениям, сами тесты улучшились, нет уже вопросов, "какой породы была Муму". Я не возражаю против ЕГЭ, если это даст равный доступ выпускникам столичных и провинциальных школ, надо попробовать. Но все равно мы проводим свой тест, потому что, к примеру, на китайское отделение принимаем 7 человек, а заявлений всегда не меньше ста. Некоторые факультеты - восточный, журналистики, философии, филологический - сохраняют письменный экзамен по литературе. Ну а для абитуриентов прошлых лет, которые не сдавали ЕГЭ, мы проведем его 6 июля. О результатах же введения ЕГЭ поговорим осенью.
Болонский процесс
- Университет успешно вписывается в международные отношения, нас приняли в Болонский процесс, цель которого состоит в том, чтобы студенты могли легко включаться в программу любого университета: к примеру, семестр отучился здесь, второй - за границей. Для этого образовательные блоки должны быть одинаковыми (кстати, систему "бакалавр", "магистр" мы начали вводить еще в 1991 году), система оценки знаний - единой. Самое сложное - признание за границей наших научных степеней. На адаптацию России в Болонском процессе отводится восемь лет. Тогда окончательно исчезнет проблема адекватности дипломов, хотя диплом нашего университета давно признается везде! Были два судебных процесса в Германии: наши выпускники протестовали против того, что их заставляли "подтверждать диплом", и они выиграли. Сейчас "подтверждения" не требуют.
Наше образование, на мой взгляд, выше зарубежного магистерского. А в преподавании иностранных языков за последние 10 лет произошли просто революционные процессы. Я вот только что из Парижа, и в Сорбонне поняла, как далеко мы ушли от них! Там пользуются старыми методами, а у нас подключены самые современные технические достижения.
Речь государственных мужей
- Как я реагирую, когда слышу, что государственные мужи говорят неправильно? Вот на комиссии по образованию выступают губернаторы, и, хотя я обращаю их внимание, как правильно произносить числительные, - выходит следующий и опять говорит с ошибками.
Мы издали карманные справочники для депутатов и министров, Касьянов открыл: "Надо же, оказывается, "жалюзи" произносится с ударением на последнем слоге!" Но многие на наши рекомендации внимания не обращают.
В свое время министр образования дал мне задание слушать речи Горбачева и отмечать ошибки. Я старалась, но за полгода ничего не изменилось, он продолжал произносить: "Адзербайжанский", "углубить" с ударением на втором слоге. Наконец, министр звонит: "Мне жалко твоего времени, он лучше нас с тобой знает, как надо говорить". Не так давно мы встретились с Михаилом Сергеевичем: "Ты слышишь, как я говорю-то!" Действительно, в слове "начать" ударение делает правильно.
На сон - 4 часа
- Как строится мой распорядок дня? Сплю 4 часа, утро начинается с 40-минутной зарядки, я сама ее придумала: это наполовину йога, наполовину дыхательная гимнастика, затем - ледяной душ. Рабочее время расписано буквально по секундам, к тому же читаю лекции на русском отделении, математической лингвистики и аспирантам. Для меня общение со студентами - огромная радость, даже трудно себе представить, сколько они дают энергии!
Раз в неделю обязательно бываю в Москве, в семь утра вылетаю, в десять - обратно, мне важно ночевать дома, чтобы утром сделать зарядку. Обычно прихожу домой к одиннадцати, иду под душ, ужинаю и пишу часов до двух-трех, сколько высижу. У меня выходят книги, сейчас готовлю "Мой Петербург". Побывать на воздухе - времени нет, когда муж был жив, он меня вытаскивал вечером хоть минут на двадцать. Вот на днях - впервые лет за пять - вышла погулять только потому, что дочь, уезжая в командировку, оставила на меня собаку. Увидела столько нового!