Примерное время чтения: 7 минут
119

Большая родня

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 07/12/2005

Есть в Тосненском районе почти на границе с Новгородской областью деревня Бабино. Большая деревня - тянется от железнодорожной станции до Московского шоссе, а за ним - до поля, а за полем уже лес, где зимой ходят волки и спят медведи. Течет торфяная, черная речка Равань, которая в половодье страшно вздувается и норовит смыть деревенские бани со своих берегов. По шоссе день и ночь грохочут машины, так что перебежать через дорогу бывает трудно, по железной дороге несутся поезда. Да все мимо - в Новгород, в Тверь, в Москву. Куда угодно, только не в Бабино. Электричка останавливается здесь три раза в сутки. Автобус до ближнего очага цивилизации - города Любани - только школьный, но на нем и взрослые едут, кому деваться некуда. Утром - туда, ближе к вечеру - обратно.

Сколько Бог даст

Из дома в самом конце Садовой улицы, почти уже в поле, двое почти каждый день едут утром туда, вечером обратно. Это Галя и Миша Олексюки. Галя - в Трубников Бор, в школу, Миша - в Колпино, в лицей. Гале ехать 20 минут, Мише - два часа в одну сторону. Но Миша уже взрослый, он скоро получит хорошую профессию - будет паркетчиком, это нынче востребовано. А Галя еще не знает, кем будет, ей всего 9 лет. Зимними вечерами она просит маму, тоже Галю - Галину Ивановну: "Мамочка, мне скучно, давай возьмем из детского дома кого-нибудь, мы играть вместе будем!" Мама отвечает: "Что ты, Галочка, ты видишь, я уже устала, постарела, куда ж мне еще из детского дома кого. Подожди лета, приедут твои племянники да двоюродные братья-сестры". Ну что ж, Галя ждет лета. Она в семье младшая - одиннадцатая.

Когда Галина Ивановна и Михаил Поликарпович Олексюки любовались на свою первую дочку, им и в голову не приходило, что за нею последует еще десяток детей.

- Что вы, мы это не загадывали и ни на какие сознательные "рекорды" не шли. Мы были рады каждому ребенку, но всегда говорили: "Сколько Бог даст". Знали, что вырастим всех. Только молились за каждого, чтобы здоровенький был. Нормально жили, без нищеты, каждому был не только кусок хлеба - и мясо ели, и молоко пили, и одевались прилично.

Все дети Олексюков родились в Нарве, как когда-то и сама Галина Ивановна. Ее родители встретились в Казахстане, куда их занесло в войну - отца с Украины, мать с Сойкинского полуострова. Мать Галины Ивановны была ижоркой из Колгомпя, ныне несуществующей деревни в Кингисеппском районе, но дочку родному языку не учила - боялась. Так Галина Ивановна даже эстонский не выучила - ни к чему было, ведь вокруг все по-русски говорили. А с Михаилом, приехавшим с Украины, юная Галя познакомилась на одном из собраний единоверцев - они евангельские христиане.

"Неграждане"

Хозяйство у Олексюков было крепкое - как у любой непьющей, работящей, глубоко верующей семьи. Хоть они сами жили в городской квартире, но у них был домик на хуторе с огородом и всякой живностью. Михаил Поликарпович работал на заводе "Балтиец", был фрезеровщиком экстра-класса. На его станке можно было делать только очень тонкую и точную работу, и если такой работы не было, начальник цеха, эстонец, говорил: "Миша, иди домой, к детям". И он мчался на хутор, чтобы заниматься домашней работой. Работала и Галина Ивановна - при одиннадцати детях у нее 26 лет трудового стажа. И уборщицей на том же "Балтийце" была, и лифтером - и зарплата идет, и время на семью есть.

- Вот мы всю жизнь вместе, старшей дочке у нас уже 32 года, а никогда ссор у нас не было. Все эти заботы - о детях, о доме - нам в радость. Внуков у нас уже много, только мы все никак запомнить не можем, 15 или 16, надо по фотографиям считать. Только не часто видим тех, которые в Эстонии остались.

Им пришлось уехать, как и многим другим русским, в 1999 году, когда в Эстонии стали выдавать серые паспорта "неграждан". Тогда же Михаил Поликарпович лишился двух пальцев - производственная травма, и его не брали на работу. Завода к тому времени в Нарве уже не было. Пришлось продать все, что у них было, и купить дом в Бабине. Они проехали много деревень, но только здесь нашли дешевую избу у дороги, вмещавшую родителей и четверых младших детей. Старшие остались в Эстонии.

- Они уже семьями обзавелись, прижились. Хотят жить в цивилизации. Разве мы можем их упрекнуть? Мы рады, что они получили образование, у них есть работа, рождаются дети, ладится хозяйство. В гости к нам они по очереди приезжают, а то если бы все вместе приехали, то улечься негде было бы и за столом не повернуться. Вот у нас день с утра до ночи расписан. Утром встали, поели, Галю к автобусу проводили, а потом обязательно полчаса надо почитать Библию, подумать над ней. Как день начинать без добрых мыслей? А потом животных кормить, за ними убирать, глядь - свет отрубили, надо на ветряк переключаться, постирать, приготовить, на станке поработать. Телевизора у нас нет - только ерунду показывает. Есть компьютер, это детям нужно.

Сила слова

А ведь глава семьи еще и на службу ходит. Служба у него на свежем воздухе - он лесник. После завода ему это в радость - у него и отец одно время лесником был. Браконьерства на его участке очень мало.

- Боялся, что на Новый год люди елки потащат. Так я им всем сказал: вот просека под ЛЭП, она зарастает елочками, их все равно будут убирать, вот их и рубите, это мне даже помощь. Разрешил людям брать из лесу сухостой и ветровал. Я к ним по-человечески - и они мне тем же отвечают. Не воруют! Я думаю, что поскольку каждый человек по образу и подобию Божьему слеплен, к каждому слово можно найти. Меня так учили.

Наверное, Олексюки нашли бы слово даже к тем, кто сжег их дом. Когда они только перебрались в бабинскую избу, удалось еще купить сруб на краю деревни - это их нынешний дом. Олексюки и новый дом достроили, и старый отремонтировали. Но в новом доме не было электричества.

- А электрики с нас запросили 150 тысяч. Мы пояса затянули бы и дом у дороги продали бы, он уже был в приличном состоянии. Да кто-то в одну ночь его сжег. Дом был не застрахован, мы остались ни с чем - с керосиновыми лампами. Потом удалось ветряк купить да сбить цену за проведение электричества до 50 тысяч. Так что теперь у нас все хорошо. Мы вместе и любим друг друга - вот в чем наша сила. Мы никому не завидуем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах