Примерное время чтения: 5 минут
103

Бабушка российской гидроэнергетики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 29/03/2006

Волховская ГЭС, первенец ГОЭЛРО, отключала своих потребителей лишь один раз за 80 лет - когда фашисты подходили к Волхову.

Электричество под бомбами

Оборудование ГЭС было вывезено в тыл, но как только в марте 1942 года немцев отогнали, станция возобновила работу. Но полностью ГЭС и не останавливалась, оставшееся на ней вспомогательное оборудование использовалось на нужды обороны Волхова. Залатали дыры от бомб в крыше, вставили выбитые стекла в огромные сводчатые окна - и с сентября 1942-го Ленинград снова стал получать волховское электричество. Чтобы подать ток в блокированный город, по дну Ладоги прокладывали кабель.

Когда страна начала строить атомные электростанции, горячие головы в правительстве требовали уничтожить станцию. Мол, кому нужен устаревший монстр, надо снести плотину, освободить реку, пусть она снова будет порожистой и несудоходной, зато вокруг Новгорода появятся заливные луга и освободится место для садоводств.

Волховская ГЭС уцелела благодаря тому, что не нашлось денег для ее разбора. И теперь мы можем лицезреть станцию почти такой, какой она была построена в 1926 году. Немножко менялся цвет фасада, кое-какие изменения вносились в плотину и шлюз, но в целом ГЭС сохранила облик, который ей придали главный проектировщик и строитель Генрих Графтио и архитектор Оскар Мунц. Более того: все восемь агрегатов, сделанных в Швеции по заказу Графтио, работают до сих пор.

80 лет - не срок

- Насколько мне известно, наш случай - беспрецедентный, - говорит директор ГЭС Николай Ледянков. - Таких старых рабочих агрегатов больше нигде в мире нет. Каждые 5 лет мы ставим один агрегат на капремонт, и специалисты, обследовавшие шведские турбины, уверяют, что при таком уходе они продержатся еще лет тридцать. Так хорошо они сделаны.

На совесть сработана и сама станция. Для нее был использован бетон повышенной прочности, самый лучший, какой тогда можно было сделать, поэтому плотине еще ни разу не требовался серьезный ремонт. Шутка ли: станцию и бомбили, и обстреливали - линия фронта была совсем рядом, - а серьезных разрушений она не получила.

Сейчас у Волховской ГЭС есть и защитники, и непримиримые враги. Защитники напирают на то, что Волхов так давно зарегулирован, что лучше не менять сложившуюся за десятки лет экосистему. А Николай Ледянков напоминает о дешевизне гидроэнергетики:

- Пусть мы не самые мощные на свете, но даже наша "старушка" вырабатывает зимой, когда кругом лед и мало воды, 20 мегаватт. Когда включены все восемь турбин, а это бывает с апреля по июнь, то круглосуточно даем 80 мегаватт. Мы не жжем дорогое топливо и не страдаем оттого, что нам его привезли мало, не загрязняем атмосферу дымом из труб, мы чистим реку - всякая дрянь, которая плывет сверху, задерживается у нас на специальных решетках.

Сиговое дело

У врагов ГЭС - своя правда. Директор Ледянков вспоминает:

- Нам писали новгородские жители: "Мы приедем к вам и взорвем плотину". Новгородцы в известной степени зависят от нас: когда в Ильмене начинается паводок, то излишек воды должен уходить по Волхову. И хотя у нас есть устройства для пропуска этих излишков, новгородцы все равно возмущены, они уверены, что мы спускаем мало воды, чтобы их утопить. Но у нас водозабор города Волхова, если воды будет слишком мало, городской водопровод встанет.

А еще возмущены новгородские любители сига. Волховский сиг когда-то кормил все прибрежные деревни, которые вывозили рыбу в город. Разборчивые петербуржцы очень уважали эту рыбу, стоила она дороже других - 7 рублей 50 копеек за пуд. В плотине ГЭС есть так называемый "рыбоход", куда должна устремляться рыба, идущая на нерест. Рыбоход этот убог от своего рождения, и каждая последующая его реконструкция хуже предыдущей. По данным Новгородской лаборатории НИИ озерного и речного хозяйства, в 1976 году через плотину прошла жалкая сотня сигов, на этом дело кончилось. Тогда пришлось разводить сигов искусственно и подросших выпускать в реку - но в низовья Волхова, потому что он потом уходит в Ладогу. Таким образом, верховья реки и Ильмень остались без сига.

Слава богу, хотя бы любители заливных лугов умолкли. Дело в том, что могучее когда-то Министерство мелиорации и водного хозяйства сильно сдало позиции - некому стало пастись на этих лугах и поедать заготовленную там траву. Одни прибрежные жители угрюмо смотрят в воду, поскольку их исправно заливает всякий год. Доводы о неразумности всякого строительства в зоне затопления на них не действуют. Дачники требуют отменить паводки, а если нельзя отменить природные явления, - то хотя бы снести ГЭС.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах