Осенью прошлого года город и область были огорошены сообщением: нужен судоходный канал из Ладоги в Балтику, который позволит миновать Неву - она уже не справляется с ролью единственной водной артерии.
Гладко было на бумаге
Идея принадлежала правительству Ленобласти, которое печется о процветании своей территории, поскольку создание такого канала - это фантастические деньги. Но прежде чем рыть, надо убедиться, что это физически возможно, что не возникнет неодолимых геологических препятствий. Поэтому на начальном этапе к работе были привлечены геологи под руководством профессора ВСЕГЕИ, доктора геолого-минералогических наук Михаила Спиридонова. Профессор уже отдал заказчикам свое заключение, но сомнения его мучают до сих пор:
- Вспомните, как строилась железная дорога из Петербурга в Москву, более поздние проекты - императоры или генеральные секретари норовили провести линию по кратчайшему расстоянию. Кратчайшее расстояние от Ладоги - это от мыса Морье через Всеволожск и Сестрорецк прямо к заливу. Сердюков так и провел трассу канала. Но работать здесь, я считаю, абсолютно бесперспективно - и грунт плохой, и места обжитые.
Есть мнение, что на месте нынешней Вуоксы примерно 7-8 тысяч лет назад был пролив, геологи называют его Генеокским. Вот там можно прорыть канал, поскольку породы позволят. Против два фактора. Во-первых, перепады высот до 200 метров, потребуется каскад шлюзов, а это очень дорого. Во-вторых, Карельский перешеек - курортная зона, и ни у кого рука не поднимется загаживать эту территорию в таких масштабах, каких потребует рытье канала. Вот и в правительстве Ленобласти рука не поднялась. И в ход пошел третий вариант - запасной: Волхов - Тигода - Луга. В таком виде проект уже готов предстать перед Морским советом при президенте.
- Меня поначалу смущала только длина канала - больше 450 километров. Но по геологии там все очень славно получается. От Лужской губы идет система древних долин. И они очень близко совпадают с долиной современной Луги, хотя и не полностью. Копать там очень легко, не надо взрывать. И там очень пологий профиль равновесия, поэтому максимальные высоты возникают на междуречье Волхова и Тигоды - всего 40 метров.
Стройка века
Но потом профессора Спиридонова смутило более детальное рассмотрение трассы канала. Там обнаружились густонаселенные районы, а археологи стали доказывать, что вдоль Луги и среднего Оредежа - множество древних малоизученных памятников. Ведь из Тигоды в Лугу попасть можно только через Оредеж, а Оредеж в районе Ям-Тесова - это археологический заповедник. В тех местах гнездятся лебеди и гуси, водится рыба, стоят отвесные берега из красного песчаника - дивная красота. Получается, что чиновники, желающие уберечь Вуоксу, отдают на заклание эти земли. Видимо, здесь расчет на то, что про Вуоксу знают все и народного гнева не избежать, а Оредеж как-нибудь перебьется, уж больно далеко.
- Я, признаться, удивлен, с каким упорством продолжают продавливать идею "южного канала". Мне известно, что в процесс пытается вмешаться новгородский губернатор Михаил Прусак - он просит канал до Ильменя, чтобы Новгород стал "портом пяти морей". С заходом в Ильмень канал будет 600 с лишним километров. Чтобы обеспечить судоходство на Волхове, надо убрать Волховскую ГЭС. Потом трасса канала пересекает несколько железнодорожных и автомобильных магистралей, где придется делать новые мосты и поднимать полотно. Можно ли себе представить остановку или хотя бы перебои движения по Московской железной дороге?
Спиридонов говорит, что каналу для безопасного двустороннего движения нужно 50 метров в ширину. Большая часть предполагаемой трассы - это либо суша, либо мелкие речки. Сколько денег потребуется на рытье хотя бы 460-километрового канала? Возникает подозрение: не есть ли вся эта идея - просто желание затеять "стройку века" и погреться у больших денег? Не получится ли так, что канала не будет никогда, либо его пророют, но вода в него не пойдет (такое в мировой практике бывало), а изрядное количество приречных земель, самых удобных для жилья, будет испорчено безвозвратно? И спросить, как обычно, будет уже не с кого.