Принятые депутатами поправки к бюджету лишили субсидий Колпинскую воспитательную колонию для несовершеннолетних.
Производственная площадка, где малолетние заключенные проходили трудовую реабилитацию, будет закрыта. Высвободившиеся деньги пойдут в: депутатскую столовую.
С "жилки" на "промку"
Производственную площадку в Колпинской колонии организовали в 2003 году, вскоре после того как подростки устроили бунт и совершили массовый побег. Перевоспитывать юных преступников решили по испытанному временем методу Макаренко - трудом. Рабочие места организовали с помощью ООО "Новое поколение", которое уже более 10 лет, исполняя государственный заказ, занимается трудовой реабилитацией подростков, склонных к правонарушениям. Результат не замедлил себя ждать. "Если раньше у нас ежегодно происходило 3-4 серьезных ЧП, - говорит начальник колонии полковник Алексей Герасимов, - то сегодня и мелкие конфликты в редкость".
В помещении за столами сидит около 40 стриженых подростков. Собирают из заготовок детские настольные игры. Взгляды у всех жесткие, колючие. Не пай-мальчики. Сидят за грабеж, разбой и убийства. Большинство из неблагополучных семей. Многие в свои шестнадцать лет с трудом умеют писать и читать.
Из 230 подростков, отбывающих наказание в колонии, в производстве игрушек заняты 140. Цех не резиновый. От желающих попасть на производство нет отбоя. На столе у начальника колонии лежит 20 заявлений о приеме на работу.
Ежедневный поход с "жилки" на "промку" - не просто разнообразие тюремных будней. И не только попытка приучить малолетних преступников к труду. При желании за четырехчасовой рабочий день подростки могут заработать в месяц до полутора тысяч рублей. Деньги идут на погашение ущерба по искам потерпевших, многие отсылают их домой родным или копят к освобождению. Раньше подростки выходили на свободу со ста рублями в кармане. Многим даже на дорогу домой не хватало. И нередко недавние сидельцы совершали разбойные нападения, едва выйдя за ворота колонии. Среди тех, кто прошел трудовую реабилитацию, повторные преступления совершает менее 1% ребят.
Перевоспитание отменили
Колпинская колония - единственная в России, где подросткам предоставлена возможность работать. Их труд по определению нерентабелен и требует дотаций. У Минюста денег на организацию рабочих мест нет. До прихода в колонию "Нового поколения" найти хоть какое-нибудь занятие удавалось лишь для десятка ребят. Они сколачивали гробы (!), получая за это по 30 рублей в месяц.
В этом году регионам запретили финансировать федеральные учреждения, и деньги для колонии в городском бюджете заложены не были. При его весенней корректировке губернатор предложила выделить 9,6 миллиона рублей напрямую "Новому поколению". Однако депутат ЗакСа Игорь Артемьев внес в губернаторский законопроект поправку. В результате деньги пошли не в колонию, а на обеспечение законотворческой деятельности депутатов и столовую Мариинского дворца.
"Мне стыдно за такое решение депутатов, - говорит председатель Комиссии по социальным вопросам ЗакСа Наталья Евдокимова. - Внятных аргументов от них я так и не услышала. Разговоры о том, что бюджетные деньги выделяются коммерческой организации без конкурса, несостоятельны. Кроме "Нового поколения" в конкурсе просто некому участвовать".
Еще одним формальным поводом для депутатской поправки стали нарушения в расходовании бюджетных средств, которые нашла у "Нового поколения" Контрольно-счетная палата. "Нас проверяют уже почти 15 лет, - говорит директор предприятия Михаил Дмитриев. - Каждый раз они находят какие-то мифические нарушения, но потом соглашаются с нашими обоснованиями. Сейчас проверка как раз на той стадии, когда мы пишем ответ в КСП. Пока рабочие места в колонии сохранены за счет наших внутренних резервов. Но в июне произойдет сезонный спад спроса на детские игры. Производство в Колпино придется закрыть".