Нередко в средствах массовой информации мы встречаем различные социологические опросы. Но порой можно заметить, что результаты исследований, посвященных фактически одной и той же теме, оказываются совсем разными.
Отчего это происходит? Кто манипулирует общественным мнением? К каким социологическим опросам серьезно относиться не следует, а каким можно доверять? На эту тему мы беседуем с руководителем группы изучения динамики социального сознания Социологического института РАН, старшим научным сотрудником Марией МАЦКЕВИЧ.
Каков опрос, таков ответ
- Часто ли вы сталкиваетесь с манипуляциями или фальсификациями в опубликованных опросах граждан?
- Грубых фальсификаций - когда опроса на самом деле не было, или он был, но цифры переписали "как надо", - сегодня почти уже не встретишь. Разве что в ходе предвыборных кампаний в регионах. Что же касается манипуляций, то тут нужно разделить сознательные манипуляции и ошибки интерпретаций. Причем неверно интерпретировать могут как социологи, так и потребители, например журналисты, делающие выводы из результатов соцопроса.
- Социолог, формулируя вопросы, догадывается, какой он получит результат?
- Как правило, да. Можно поставить вопрос: "Поддерживаете ли вы насильственные действия в отношении приезжих?", получить 5% поддержки и сделать вывод о том, что с ситуацией с ксенофобией у нас все в порядке. А можно поставить другие вопросы, например: "Считаете ли вы, что нужно ограничить в правах нерусских?", получить совсем другие результаты и соответственно сделать другие выводы.
- То есть в идеале должен быть не один вопрос с энным количеством вариантов ответа, а несколько?
- Да, в идеале должны быть блоки вопросов. Но зачастую в экспресс-опросах, которые проводят крупные российские центры, нет возможности углубляться в проблематику, особенно если работа идет в еженедельном режиме. У каждого центра, как правило, свой вопрос. Не потому, что вопрос такой хороший, а потому что 10 или 15 лет назад так его изначально задали. Сейчас, может быть, хотят подкорректировать, но тогда исчезнет возможность сопоставлять с тем, что было 15 лет назад.
- Вы сказали о манипуляциях в ходе предвыборных кампаний. Приведите какой-нибудь характерный пример.
- Например, можно провести опрос на тему: "Почему вы не доверяете политику имярек?", и все 100% опрошенных, естественно, окажутся против данного кандидата. Или, скажем, вопрос "За кого вы проголосуете?" - можно считать всех ответивших, можно - только тех, кто пойдет на выборы, можно - только тех, кто точно знает, за кого будет голосовать. Смотря какой нужен результат. Или, например, говорится о том, что рейтинг политика Х близится к 80%. Оказалось, сложили тех, кто сказал, что будет голосовать за Х, и тех, кто сказал, что не пойдет на выборы, потому что все равно победит Х. Часто подобными манипуляциями занимаются предвыборные штабы, вырывая из контекста исследования и размещая в СМИ "удобные" для них цифры. Репутация социологов от этого, безусловно, страдает.
Как распознать манипуляцию
- Часто в СМИ говорится о рейтинге президента, и цифры постоянно расходятся. По данным одних центров, он составляет 70%, по данным других - 47%.
- Это происходит от того, что в разных исследованиях были заданы разные вопросы. Например, "За кого бы вы проголосовали?" и "Доверяете ли вы президенту?" - это же совершенно разные вещи. Бывают публикации совсем поразительные: несколько месяцев назад одна федеральная газета напечатала статью с названием что-то вроде "70 процентов россиян не доверяет Владимиру Путину". Оказалось, газета сама сформулировала вопрос "Кому вы доверяете?" и заказала исследование одному крупному центру. На первом месте оказался Путин с 30 с чем-то процентами. И газета, недолго думая, постановила: 30% доверяют, значит, 70 - нет. Абсолютно некорректный, непрофессиональный вывод! Ведь тогда вопрос должен был быть, доверяют лично президенту или нет. А если люди больше доверяют одному, это не значит, что не доверяют другому.
- Какие еще есть распространенные ошибки, связанные с обработкой данных исследований?
- Иногда говорится о том, что, например, полгода назад столько-то молодежи считало так-то, то теперь так уже считает на 20% меньше. Начинаешь разбираться. И оказывается, что опрошено было 300 человек, которые разбили на группы по возрастам, профессиям и т. д. Высчитываешь, сколько из них молодежи, и получаешь результат: человек 15. Получается, если трое из этого числа ответят не так, как ответили прежде, цифра будет составлять эти самые 20 %. Три человека - а начинаются серьезные рассуждения: как такое произошло, почему: Смешно, конечно, слышать это.
- Часто голосования происходят в теле- и радиопередачах:
- Ну, к таким "исследованиям" точно не стоит относиться всерьез. Во-первых, тут открыта полная свобода для манипуляций со стороны ведущих передач. Во-вторых, не буду называть имен, но социологической общественности известны конкретные телепередачи, в которых происходит явная подтасовка результатов. Даже если таковой нет и все происходит предельно честно, то давайте задумаемся, кто голосует. Во-первых, аудитория конкретного канала. Во-вторых, те, кто смотрит или слушает данную передачу. В-третьих, те, кому не лень позвонить. В-четвертых, те, кому не жалко потратить деньги (звонки часто платные). Слишком много оговорок, чтобы сделать выводы о мнении, например, всех россиян.
- Мария, дайте совет, как распознать "правильный" опрос, как отличить его от некорректно проведенного?
- Каждый раз это ситуативно. Конечно, чем больше людей из различных городов было опрошено, тем лучше. Но иногда можно доверять опросу с тысячей участников и не доверять с десятью тысячами. Следует обращать внимание на шкалы положительных и отрицательных ответов - они должны быть примерно равными. И если на вопрос об отношении граждан к чему-либо даются варианты ответов: "хорошо", "плохо", "очень плохо", "резко отрицательно", "категорически против", тут сразу ясно, какие результаты должны были быть получены. То, о чем уже сказала, - чем больше блоков вопросов по одной теме, тем объективнее картина. Пожалуй, единственный совет, который смогу дать: нужно сразу смотреть, кто провел исследование. В России есть крупные центры, дорожащие своей репутацией и не опускающиеся до фальсификаций и манипуляций. Их имена - своего рода гарантия.