Прошедший День города очередной раз ознаменовался карнавалом. Эта идущая от европейского Возрождения форма народного праздника для Петербурга и России в целом - новая и, в общем, чужая.
Петербург - не Венеция и не Рио. Официальные праздники у нас имеют "строгий, стройный вид". Ликование, доходящее порой до взаимного мордобития, носит, как правило, партикулярный характер. Да и климат препятствует шествиям под открытым небом.
Дореволюционная Россия карнавалов вообще не знала. Ругательства, клятвы и божба, обязательные для западных народных праздников, со времен скоморохов осуждались на Руси и светской властью, и Православной церковью. Единственное исключение делалось, пожалуй, в Масленичную неделю. В этот, по существу, языческий праздник петербуржцы в пушкинское время гуляли на Адмиралтейском бульваре, а в эпоху Достоевского - на Марсовом поле. Тут горожане всех сословий предавались разнообразным забавам: ярмарочные зазывалы, дрессированные слоны и моржи, массовые представления в наскоро построенных балаганах.
Советская власть и такое скромное отступление от повседневного обихода не приветствовала. Для детей существовал Масляный луг в ЦПКиО, массовики-затейники, хоровое пение, бег в мешках и беспроигрышная викторина "Знаешь ли ты свой край?"
Нынешние карнавалы - не восстановление национальной традиции, а создание новой с чистого листа. Отсюда некоторая неуклюжесть у организаторов и участников. Люди не очень знают, как им себя вести, веселье получается слегка натужным, как улыбка для объектива фотографа. Стилистика культпросветучилища нет-нет да и дает о себе знать и в форсированной бодрости карнавального сценария.
Но разве не было искусственности в первых петровских ассамблеях? Большинство светских городских праздников вначале организовывались сверху, а только потом становились (или не становились) народными. Вспомним, недавно и сам День города никак специально не отмечался. А сейчас он - наряду с Днем Победы и Новым годом - незаметно стал одним из трех главных календарных праздников.
Главное, чтобы энтузиазм власти затянул в вихрь хепенинга уже имеющиеся неформальные группы. Все на Невский - дембеля различных родов войск, уличные рок-певцы и старушки, исполняющие романсы в подземных переходах, рейверы и роллеры, фанаты рокабилли и поклонники хип-хопа. У нас не так тепло, как в Бразилии, но по количеству чудаков на душу населения Петербург не уступит никому.