Примерное время чтения: 4 минуты
153

Искатели нашли дорогу жизни?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 28/06/2006

Казалось бы, о Дороге жизни уже столько рассказано и написано, что найти что-то новое практически невозможно: очевидцы блокадных событий уходят из жизни, а вода и земля надежно прячут следы прошлого. Однако:

Неизвестное об известном

Программа "Искатели" телекомпании "Цивилизация" - крупнейшего в России производителя научно-популярных и научно-просветительских программ и фильмов - взяла на себя смелость показать совершенно не известную нам Дорогу жизни.

В юбилейной - сотой - передаче "Искателей", которая выходит в эфир 28 июня на Первом канале, будут представлены факты, которые позволяют по-новому взглянуть на беспрецедентный для истории человечества отрезок войны: снабжение огромного города продовольствием и оружием, эвакуация населения, и все это - по льду озера, под непрерывными обстрелами.

Поскольку "Искатели" всегда своим фирменным стилем считали интригующее расследование самых запутанных вопросов истории, здесь зрителя ожидает целое сонмище невероятных на первый взгляд, но достаточно логичных, если подумать, предположений. Конечно, петербуржцы всегда довольно ревниво относятся к попытке представителей любых других регионов интерпретировать их историю, утверждая, что они сами все знают, но даже самым сомневающимся будет интересно посмотреть эту передачу.

Поселки в лесу

Сценарист "Искателей" Александр Рогов задался простым вопросом: почему Дорога жизни все-таки работала, несмотря на абсолютное превосходство фашистов в воздушном пространстве? На белом льду черная колонна грузовиков - идеальная мишень. Одна бомба - и вместо дороги полынья, уцелевшие машины вынуждены искать другой путь, проваливаясь, возможно, в плохо застывшие полыньи от предыдущих бомбардировок. Но тем не менее дорога работала довольно успешно. Почему?

Как выяснил Рогов после долгих разговоров с сотрудниками музея Дороги жизни в деревне Коккорево, с ветеранами - бывшими водителями грузовиков, через озеро шла не одна трасса. Только официальных дорог было три - от Коккорева, от поселка Ладожское Озеро и с мыса Морье. Не было и единого пункта прибытия на землю. Считается, что деревня Кобона принимала ладожские грузы. Но известно, что машины прибывали и в Лаврово, и на другие участки ладожского берега - через остров Зеленец. И таких трасс было несколько десятков. Рогов предположил, что в начале и конце каждой трассы существовал целый поселок со спасательными и санитарными службами, связью, военно-продуктовыми пунктами, дорожно-комендантскими частями. Большая часть из этих поселков никогда не была обнаружена немцами с воздуха - так хорошо они были замаскированы.

По какой именно трассе и когда пойдут машины, знал очень ограниченный круг людей, что позволило избежать тотального расстрела колонн грузовиков на льду.

На льду и на дне

Александр Рогов рассказал, что современные летчики, пролетающие над Южной Ладогой, видели лежащие на дне грузовики, причем лежали они цепочкой: как шли друг за другом, так и затонули. С помощью водолазов из Новой Ладоги удалось отснять несколько грузовиков, и эксперты подтвердили: да, это те самые полуторки, 4 тысячи которых работали на Дороге жизни и тысяча из которых затонула. Ведущий передачи Андрей И., на счету которого уже много погружений (он - бывший военный водолаз), говорит, что можно было рассмотреть машины практически целиком.

Не менее интересно было искать и дороги, которые уходили вглубь страны от ладожского побережья, - по ним вывозили эвакуированных ленинградцев. Даже сейчас в тех местах с дорогами большая проблема. Скорее всего, были организованы многочисленные зимники, которые тоже функционировали по очереди: один обнаружат - работает другой. Ведь линия фронта проходила совсем недалеко, и фашистская авиация постоянно летала над головой эвакуировавшихся. Как полагает Александр Рогов, именно через огромное болото Соколий Мох была сделана гигантская гать, которая и стала основной Дорогой жизни к востоку от Ладоги. Болото даже в сильные морозы практически не промерзает, поэтому полуторки рисковали здесь не меньше, чем на озере, - трясина еще страшнее, чем вода.

Передача о нашей Дороге жизни, несомненно, найдет отклики в сердцах всех, кто ее посмотрит. У каждого петербуржца кто-то погиб на войне. Многие россияне потеряли кого-то из близких. Даже если кому-то из зрителей покажется, что уж больно необычные версии легендарных событий представлены в передаче, в любом случае, задача "Искателей" - заинтересовать людей. Ни одна из трактовок не подается как истина в последней инстанции. Вы знаете больше, чем авторы передачи? Они ждут ваших откликов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах