Примерное время чтения: 7 минут
130

Кому светит "Золотой софит"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 12/07/2006

Закончился театральный сезон, и уже названы номинанты высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит".

Среди драматических спектаклей лидирует МДТ со спектаклями "Король Лир" в постановке Льва Додина и "Дом Бернарды Альбы" Юрия Кордонского. МДТ набрал 10 номинаций, в том числе за лучшую работу режиссера, лучший спектакль, мужскую и женскую роль, а среди дебютантов сразу пять молодых актеров претендуют на награду. В музыкальных театрах лидер несменяемый - Мариинка, у нее 17 номинаций! Кажется, появляется лидер и среди кукольных театров - это Большой театр кукол с тремя номинациями. Сегодня мы знакомим вас с некоторыми из тех, кому светит "Золотой софит".

Руслан Кудашов: "Ситуацию нужно взрывать"

Гоголевский "Вий" в постановке главного режиссера Большого театра кукол Руслана Кудашова выдвинут на "Золотую маску" в номинации "Лучший спектакль в театре кукол". В номинации "Лучшая роль" числятся сразу два актера из спектакля - Денис Пьянов и Борис Матвеев.

Руслан совсем недавно возглавил БТК, до этого у него был свой театр "Потудань". Хотя молодая труппа практически не имела помощи от города и работала исключительно на энтузиазме, все спектакли "Потудани" получили или "Софит" или даже "Золотую маску" - высшую национальную награду. Теперь отличился и БТК.

"Вий" - спектакль для взрослых, что в Большом театре кукол было давно забыто, так же как и аншлаги, и толпы страждущих попасть в зал, стреляющих лишний билетик. При этом Руслан считает, что "весь кукольный театр переживает глубокий кризис. Система изжила себя, это вчерашний день, нужно другое мышление, новое ощущение материала. Беда в том, что театр не пользуется спросом на рынке массового потребления. Ситуацию нужно взрывать".

Похоже, взрывы начались. Средствами кукольного театра можно решать глубокие человеческие проблемы. "Когда я прочел "Вия", понял, что это самоценное произведение, к нему не надо ничего добавлять. Его нужно только расшифровать, - рассказывает Руслан. - Подзаголовок нашего спектакля - "Хроника падения одной души". Хотя повесть можно назвать русской или украинской национальной страшилкой, это история в основном про невежество человеческое и духовную слепоту. Почему с Хомой Брутом все это произошло? Ответом, анализом и является спектакль. "Вий" вполне в духе кукольного театра. Герой попадает в некую аномальную зону, ловушку демонических сил, а то, что принадлежит неживому - маски, куклы, предметы, - и относится к специфике жанра.

Меня до сих пор спрашивают, почему из "экспериментаторов" я пошел в "консервативный" театр? Считаю, что если Бог или провидение дают тебе шанс высказаться на какую-то тему, ты должен всеми силами постараться это сделать".

Ксения Каталымова: "Слезы - уточнить!"

Актриса Театра комедии Ксения Каталымова уже была лауреатом "Золотого софита" в 2001 году за лучший дебют в спектакле "Доктор философии". И вот Ксения номинируется на лучшую женскую роль. Похоже, за все 12 лет существования "Софита" Каталымова - единственная актриса, продемонстрировавшая такой быстрый прогресс. Сейчас ее отметили за роль в спектакле "Шутники" по пьесе Александра Островского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова. На этой же сцене Ксения играет и в спектакле "Сыч и Кошечка", у номинационного совета даже были сомнения, за какую же роль "выдвинуть".

- До сих пор не понимаю, как это Рудольфу Давыдовичу Фурманову, художественному руководителю "Антрепризы", взбрело в голову пригласить меня на настоящую драматическую роль, на героиню, - говорит Ксения. - В родном Театре комедии у меня роли характерные. Во время репетиций мучилась сильно, с режиссером Юрой Цуркановым сталкивались во мнениях, понервничали оба. Все актеры, хоть и заняты в своих театрах и на съемках, работали по 12 часов, с полной отдачей. Партнеры у меня чудесные, Сережа Барковский, к примеру, номинирован на лучшую мужскую роль. Эта пьеса Островского - странная, но если ее разгадать, то здорово! Мне нравится, что в роли есть куда расти, вот многовато у моей героини слез, нужно пользоваться этим поточнее. (Кстати, слезы - дело для актера простое, мы должны уметь в нужную минуту плакать или смеяться.)

За несколько лет в профессии я, конечно, изменилась. Уж не знаю, насколько выросла, не могу судить объективно, но радует, что способна от каких-то ролей отказываться как в театре, так и в кино. Например, если предлагают то, что я уже играла, если идет повтор - спасибо, не надо. Зачем за все хвататься, я ни себя не удивлю, ни зрителей. Нет боязни, что перестанут предлагать роли, - все равно будет то, что должно быть.

Я собираюсь на режиссуру, потому что считаю, что для такого количества талантливых актеров, которые у нас есть, мало талантливых режиссеров. Мне за актеров обидно! Не знаю, конечно, насколько сама к режиссуре способна, но убедилась, что в анализе пьесы, разборе характеров у меня мозги неплохие. Пока не решила, это будет кинорежиссура или театральная. Ну, вот за тридцатник перевалит, поиграю еще - и пойду, наверное, учиться. Может, в Москву уеду, может, в Петербурге интересный мастер будет набирать режиссерский курс.

Александр Сергеев: "Балет впопыхах"

Танцовщик Мариинского театра Александр Сергеев номинирован за партию в балете "В сторону "Лебедя" в постановке Алексея Мирошниченко. Сам балет также выдвинут на премию как лучший балетный спектакль. Этот одноактный балет на музыку Леонида Десятникова был исполнен всего два раза. Возможно, в следующем сезоне ему повезет больше, а пока постановку увидят в Японии.

:Стоит обратить внимание, что молодой танцовщик - после окончания Академии русского балета Александр прослужил в труппе неполных два года - выдвигается за работу в современной хореографии. И сама эта хореография завоевывает все большие права на сцене "консервативного" Мариинского театра. Ну, а сам Сергеев номинировался уже даже на "Золотую маску" - и также за партию в современном балете Дэвида Доусона "Reverence".

- Когда я учился в академии, думал, что если попаду в Мариинский, не доведется потанцевать современное, а я об этом мечтал, - делится Александр.- Получилось же, что у меня все современное. Ну, это хорошо, теперь хочется танцевать классику. В кордебалете, конечно, и сейчас танцую, понемногу начинаются и ведущие партии. 21 июля у меня премьера - Вацлав в "Бахчисарайском фонтане", есть уже любимая классическая партия - Эспада в "Дон Кихоте".

:Конечно, работать с "живым хореографом" очень интересно. Ноа Д. Гелбер только что поставил у нас "Золотой век", кстати, на днях я буду танцевать его в Лондоне с Дашей Павленко. За полтора месяца - впопыхах - Ноа осилил трехактный балет! Иногда он приходил на репетицию и не знал, что же делать. Но все равно, "из ничего" придумывал что-то оригинальное, своеобразное. Это машина по производству хореографии, недаром много лет работает с Форсайтом. Такая школа! Ноа призывает артистов к сотворчеству, это здорово, но, признаюсь, - очень изматывает.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах