Кроме двух традиционных российских бед (дураки и дороги) в области есть еще четыре напасти: зима, весна, лето и осень, каждая со своим набором ужасов. Весна и лето характерны пожарами.
Задохнемся, но не позвоним
Начался огненный сезон еще в апреле, а продолжается до сих пор и может тянуться до зимы. Мы уже неоднократно писали о том, что в подавляющем большинстве лесных пожаров виноват человек, не погасивший окурок или костер (весной к этому добавляются еще и злонамеренные травяные палы).
В начале августа самыми "горящими" оказались два соседних района: Кингисеппский и Ломоносовский. Конечно, чуткий нос практически в любом районе рано утром, когда воздух еще не взбаламучен ветрами, уловит запах гари. Но кингисеппцы и ломоносовцы постарались сильнее других, чтобы на них обратило внимание МЧС.
В Кингисеппском районе два самых опасных пожара находятся в непосредственной близости к райцентру: горит лес возле Сланцевского шоссе до станции Туганы и торфяник возле садоводств "Солка-2" и "Юннатское". Солка горит уже вторую неделю, но, как с негодованием отмечает начальник аварийно-спасательной службы Управления ГО и МЧС по Ленобласти Николай Куцев, никто из садоводов даже не подумал позвонить пожарным, задыхались в дыму, но продолжали ковыряться в грядках. В МЧС позвонили отчаявшиеся работники лесхоза, которые пытались сражаться с огнем, но их слабые силы не позволяли победить стихию. Лесхозы, по словам Куцева, вообще брошены на произвол судьбы: у них так мало техники и она такая древняя, что требовать подвигов от лесников, которые к тому же получают полторы тысячи рублей в месяц, просто нереально.
Воронка в огне
Сланцевское шоссе горит тоже вторую неделю, непосредственной угрозы населенным пунктам нет, зато по шоссе ездить очень опасно: в сплошном дыму не видно ничего, те водители, которые хотят на скорости проскочить горящий участок, рискуют не меньше тех, кто едет медленно: нанюхавшись продуктов сгорания, можно даже потерять сознание. Историки утверждают, что с гарнизонами крепостей в лесистых местностях порой расправлялись именно дымом - разводили вокруг костры и кидали в них побольше зеленых веток, торфа и мха.
В Ломоносовском районе пожаром охвачена долина реки Воронки. Там копатели ("черные" или "красные" - уже не имеет значения) накопали множество боеприпасов, которые аккуратно сложили в кучки, теперь в огне лесного пожара боеприпасы рвутся. В Управлении МЧС пока не знают, как помочь горю. Тем временем горит и на севере района - от Гора-Валдайского озера огонь уже подходит к деревне Кандикюля, сжирая самые лакомые куски туристского побережья.
Остается добавить, что и в городской черте далеко не все благополучно. Все пригородные лесопарки усижены шашлычниками, которым гораздо легче запалить костер, нежели его потом погасить. В одной только Сосновке, по данным дирекции парка, уже было 37 возгораний за лето! А ведь там под тощим слоем почвы торф, который способен тлеть даже под снегом.