aif.ru counter
253

От поясов целомудрия к "Вакханалии"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 14/03/2007

Под замком Венеры

Эрмитаж - единственный музей в России, в котором есть "пояса верности", называемые также "поясами целомудрия", "решетками Венеры". Этих произведений западноевропейских мастеров, а пояса изготавливали оружейные мастерские, сохранилось несколько - женские и... мужской, вернее, мальчиковый.

По сути, "пояс верности" - это железные трусы. Самый роскошный экземпляр богато украшен гравировкой с орнаментом "в цветочек". В центре изображена обнаженная дама, между ее стройных ножек старается прошмыгнуть лисичка. Картинку дополняет надпись готической вязью на старонемецком, ее смысл: хитрость (а лиса - аллегория хитрости) всегда найдет лазейку. Сзади у железных трусов сделано отверстие в форме розочки, спереди - вертикальное с острыми зубчиками. По талии проходит ободок, объем которого можно регулировать, но в целом "трусики" невелики, размера 44-46-го. К металлическому каркасу изнутри прикреплялась ткань: по периметру изделия пробиты дырочки для пришивания.

Обтянут бархатом и мужской пояс. Сотрудники музея говорят, что такие пояса надевали мальчикам во избежание ранних половых контактов, время было веселое - Возрождение. Как писал историк: "Половая любовь носила вулканический характер, ненасытность - одна из черт сексуальной жизни эпохи".

Однако есть мнение, что эти пояса изготавливались ради шутки и никогда по назначению не использовались, потому что крайне негигиеничны. Кроме того, в книгах XV-XVI веков речи о поясах нет, в более позд.них - появляется, но уже как легенда, шутка. Известна гравюра, на которой изображен старый муж, увозящий ключ с собой, а изготовитель пояса вручает супруге запасной.

В Россию "пояса верности" привез Николай Первый, который наряду с оружием покупал в Европе и эти "штучки". В экспозиции они не представлены: сотрудники объясняют, что "просто так" выставить их в Рыцарском зале было бы странным. Нужна подача.

Императрица-"голышка"

Вот в Екатерининском дворце несколько лет назад организовали выставку эротического искусства. В этом дворце появление первых пикантных вещиц связывают с Елизаветой Петровной. В Китайской гостиной висит картина Гроота 1748 года, на которой сама императрица изображена "голышкой", в образе богини Флоры. К сожалению, от елизаветинской эпохи в куртуазной коллекции остался лишь один предмет - печной изразец с изображением удовлетворяющего самого себя полуголого мужчины. Очевидно, что в облицовках печей могли быть и другие "потешные" сюжеты. Но богатая эротическая коллекция, которую императоры собирали не один век, в середине 1950-х годов была практически уничтожена по решению специальной комиссии. Многие вещи были подлинными произведениями искусства, но их посчитали "не имеющими художественной, исторической значимости". В акте указывали: "Гравюры, рисунки, репродукции и предметы из дерева сожжены в печи. Изделия из фарфора, керамики, стекла - разбиты на мелкие куски, металлические предметы смяты и поломаны до утраты формы и последующей передачи их в утиль". Было уничтожено 320 произведений, и все-таки кое-что сохранилось.

"Веселые картинки"

Продолжила собирать куртуазную коллекцию Екатерина Вторая. От ее эпохи сохранилась, к примеру, табакерка из слоновой кости. Впрочем, не в каждом обществе такую табакерку можно было показать, поскольку она представляет собой скульптуру слившейся в порыве страсти парочки. В обществе вполне можно было продемонстрировать другую табакерку с идиллическим рисунком на крышке. Но если нажать потайную кнопочку, внутри открывались "веселые" картинки. К примеру, полуобнаженная дама, а перед ней - крылатый фаллос. Или все те же парочки, предающиеся любви в самых искусных позах. Такие коробочки с двойным дном поставляла Германия. И, кстати, знаменитая Мейсенская мануфактура делала не только сервизы (впрочем, некоторые из этих невинных предметов были уместны не на каждом столе, к примеру, "чайник фарфоровый в виде обнаженной женщины, держащей в объятиях фаллос"), но и многочисленные фарфоровые статуэтки "Застигнутые любовники".

Наибольшая коллекция была у Александра Второго. Стены императорской ванны украшали французские литографии фривольного содержания. В потайных ящичках шкафов и конторок в его кабинетах Зимнего, Гатчинского и Царскосельского дворцов находились вещицы с изображением пикантных сцен. Сохранилась курительная трубка императора в виде обнаженной женщины - судя по обгоревшему чубуку, ею нередко пользовались.

Александр Третий также имел страсть к коллекционированию предметов, представляющих "личный интерес". К тому времени куртуазные вещицы научились делать и в России. К примеру, пепельницы в виде пня и лежащей полуобнаженной красавицы. Ну а Европа достигла совершенства в скульптуре - бронзовые группы "Лесбиянки" или "Сладострастный сатир" исполнены не только натуралистически точно, но и восхищают искусствоведов мастерством композиции.

После отдыха - оргия

В запасниках Павловского дворца находится картина Карла Брюллова "Вакханалия". Сверху она прикрыта гравюрой "Отдых" неизвестного художника, но в раме есть отверстие для ключа. Стоит его повернуть, и вместо идиллического отдыха глазам предстанет оргия, в которой участвуют не только люди, мифические персонажи, но и животные. Брюллов написал картину по заказу императора Александра Второго. О ее существовании умалчивали даже до революции, тем более в советское время, когда от уничтожения "Вакханалию" спасло только имя автора.

У нас не принято экспонировать произведения эротического искусства. А вот в Париже в Музее Орсе рискнули выставить картину Курбэ "Происхождение мира" с натуралистическим изображением женского лона. Скандала не произошло.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах