В Петербурге и пригородах сегодня насчитывается более 500 мостов. И каждый чем-нибудь примечателен, за каждым есть история. Вот самый длинный – вантовый (2,82 километра), самый широкий – Синий (97,3 метра), самый старый из существующих – Благовещенский (в нынешнем его виде был построен в 1850 году).
Аполлон Григорьев писал в своем очерке в 1844 году: «Кроме улиц, в Петербурге есть много весьма замечательных мостов. Низший класс петербургского общества очень любит мосты. Прислонив ко всем четырем углам их разные отрасли мелкой промышленности, он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барки под мостами или просто живописно облокотись на перила и поплевывая в воду, для собственного удовольствия, в продолжение нескольких часов сряду. Мост для русского мужика то же, что был форум для римского».
SPB.AIF.RU предлагает путеводитель по 10 мостам Петербурга, с которыми связаны поверья и легенды.
Бедная Лиза
Первые мосты в Петербурге появились сразу после закладки города, но до наших дней ни один не сохранился – Петр Великий мечтал приучить жителей будущей столицы передвигаться на паромах, лодках и плотах и каменные мосты не поощрял, отдавая предпочтение наплавным и деревянным.
Первым каменным мостом стал в 1760-х годах мост через Зимнюю канавку, который носил названия Зимнедворцового и Верхненабережного, но в итоге стал просто «Эрмитажным».
Он нашел свое место в истории благодаря Петру Чайковскому. В конце оперы «Пиковая дама» Лиза кричит: «Погиб он, погиб! А вместе с ним и я!» - и бросается в реку. В повести Пушкина этого эпизода нет. Есть мнение, что композитор включил его, впечталившись историей о самоубийстве некой петербурженки Юлии Перовой, которая бросилась с Эрмитажного моста из-за несчастной любви.
В 1890 году Чайковский пересылает посвященную трагедии вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы. В декорациях оперы с тех пор изображают именно мост через Зимнюю канавку, а среди петербуржцев он получил прозвание «Мостик Лизы».
«Под мостом как Чкалов»
Во все «экскурсии по рекам и каналам» Петербурга обязательно включен один эпизод из истории Троицкого моста. В 1924 году летчик Валерий Чкалов прибыл в Ленинград для службы в Краснознаменной истребительной авиаэскадрилье имени П. Н. Нестерова на Комендантском аэродроме.
Среди коллег он был известен самыми разными виртуозными трюками на самолете. Однако в историю вошел его полет 1927 (по другим источникам – 1928) года между опорами моста Равенства (так некоторое время называли Троицкий мост). Та же легенда гласит, что за этот полет он получил взыскание. В 1940 году этот трюк для биографического фильма о Чкалове повторил летчик Евгений Борисенко.
Призрак Перовской
Довольно жуткий миф связан с участком канала Грибоедова у Спаса-на-Крови. Как известно, храм был построен на том месте, где 1 марта 1881 года пролилась кровь императора Александра II, сраженного взрывом бомбы. Пять раз до этого пытались убить царя, и шестая попытка оказалась удачной. Народоволец Игнатий Гриневицкий бросил смертоносный снаряд под колеса императорской кареты на Екатерининском канале. День спустя после гибели императора решено было увековечить трагедию. Чтобы место взрыва оказалось внутри церкви, набережную немного расширили, поэтому кажется, что храм слегка выступает вглубь канала.
До сих пор петербуржцы верят, что иногда на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке – именно взмахом платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А 15 апреля она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка. Есть сведения, что на самом деле стояла она не на мосту, а у ограды Михайловского сада, но для городского фольклора эта подробность оказалась незначительной.
Золотая заклепка
Большеохтинский мост собирались строить еще с 1880-х годов, чтобы соединить основную часть города с охтинским пригородом. Однако приступили к строительству только в июне 1909 года, назвав проект «Мост Императора Петра Великого». Работы завершились необычайно быстро – уже 26 октября 1911 года мост был открыт, после революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1956 году в соответствии с новыми правилами орфографии в Большеохтинский.
Длина моста 335 метров, ширина — 23,5 метра. Масса всех металлокон-струкций составляет 8920 тонн; в том числе масса противовесов — 1065 тонн.
Пока строилось это инженерное чудо, о нем много говорили и писали. В конце концов из слухов родилась легенда, связанная с нестандартным внешним видом моста. Усеянный миллионом (точное количество неизвестно никому) металлических заклепок, он породил соблазнительный для всех азартных людей слух, что строители «на счастье» одну из заклепок сделали из чистого золота и покрыли обычной краской.
За 104 года службы моста этот слух никому не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть.
Грифоны на страже
Грифоны Банковского моста известны всем как символ кондитерской фабрики имени Крупской и один из самых популярных объектов для туристической фотосъемки в Петербурге.
Мифический характер самих существ и тот факт, что мостик зовется Банковским, легли в основу поверья о «денежной ауре» грифонов. Считается, что дать одному из них «на лапу», оставив монетку, и финансовые дела пойдут в гору.
Кстати, Банковский мост считается самым узким мостом -Петербурга. Его ширина составляет всего 1,8 метра. Это один из трех висячих мостов, сохранившихся до нашего времени, наряду со Львиным и Почтамтским.
Долгий поцелуй
Заложником своего названия стал Поцелуев мост на Мойке. Хотя история его довольно заурядна: название моста произошло XVIII веке от фамилии купца Никифора Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» на левом берегу реки Мойки.
Одна из легенд гласит, что во времена, когда по набережной Мойки проходила граница города, он служил местом расставаний. Из другой следует, что здесь прощались заключенные со своими родными, ведь неподалеку находилась тюрьма - так называемый Литовский замок. По сей день влюбленные назначают здесь свидания, а молодожены верят, что чем крепче поцелуй на этом мосту, тем прочнее будет их брак.
Египетский провал
Невеселая история связана с Египетским мостом через Фонтанку, который открыли в 1826 году. Изначально он был подвесным – висел на цепях. 20 января 1905 года, спустя чуть больше недели после «Кровавого воскресенья» в полдень по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, а навстречу двигались 11 саней с возницами. В одночасье мост рухнул на лед: «Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лед и оказалась на дне реки. К двум часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции», - писали газеты на следующий день.
Есть мнение, что это был результат физического резонанса из-за того, что солдаты шли в ногу. Но вскоре пошла молва, что одна из местных жительниц увидела в окно строй гвардейцев и крикнула: «Чтоб вы все провалились!» - что и произошло в следующее мгновение.
Поход к кузнецам
Аничков мост, один из самых «открыточных» мостов Северной столицы, фигурирует во множестве легенд, от романтичных до неприличных.
Одна из наименее распространенных историй повествует, почему у статуй коней, которые обращены в сторону Адмиралтейства, есть на копытах подковы, а у коней, «смотрящих» в сторону площади Восстания, подков нет.
Это якобы связано с тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте работали литейные мастерские и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, а неподкованные, напротив, к нему направляются.
Зловещий камень со дна
Человеческая привычка искать совпадениям мистические объяснения нашла отражение в истории Литейного моста. Он успел побывать и деревянным, и наплавным, а в 1875 году заложили постоянную переправу.
Строительство шло с трудностями, поскольку в районе моста Нева достигает максимальной глубины — 24 метра. Мягкий грунт мешал вбивать опоры, поэтому решено было пользоваться небывалыми по величине кессонами – площадь каждого более 460 квадратных метров.
В том месте, где по проекту должна была встать одна из опор, оказалась затонувшая баржа с камнем. При погружении кессона в грунт, он наткнулся на большой валун. Менее чем через месяц при внезапном подъеме воды кессон был затоплен.
В сентябре 1876 года, спустя месяц после этой истории, полужидкий грунт прорвался в кессон, когда там работали 28 землекопов. 18 человек выбралось наружу сразу, еще пять человек удалось спасти в ходе спасательных работ, пятеро погибли. Год спустя, в сентябре 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, в результате которого погибли девять человек, а еще 20 утонули под грунтом. Мост был закончен 30 сентября 1879 года и к тому времени успел обрасти дурными слухами – валуну на дне приписывали магические свойства и говорили, что он требует человеческих жертв за то, что его потревожили.
Ненужный мост
Один из петербургских мостов выделяется тем, что вода есть только с одной его стороны. Пространство под мостом из-за этого представляет собой не пролет, а нишу. Это Второй Инженерный мост у Михайловского замка, который напоминает о том, что когда-то замок окружал ров с водой. Он был построен в 1824-26 годах и должен был придавать дополнительный антураж дворцу, который еще его основатель император Павел Первый предпочитал именовать замком.
Сегодня о его прошлом напоминает только ограда, а сам мост стал частью набережной реки Фонтанки.