Примерное время чтения: 7 минут
670

«Зелёный свет» или полоса препятствий? Инспектируем новые велодорожки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и факты - Петербург 02/08/2017
Пока еще много нареканий.
Пока еще много нареканий. АиФ

Новоиспечённые маршруты открылись на пяти линиях - на севере города, на Петроградском и Крестовском островах, на набережной Фонтанки.

Всего - почти 45 километров бодрящего ветра в лицо и, хочется верить, хорошего настроения. Инициаторами важного дела стал Смольный и движение «Велосипедизация». Корреспондент «АиФ» проинспектировал один из самых популярных маршрутов - на Петроградской стороне - и выяснил, что такое велосвобода по-петербургски.

Хождение по «зебрам»

Официальное открытие дорожек состоялось в 20-х числах июля. Правда, всё сделать не удалось: «Где-то готовность 50%, где-то 80», - сообщили мне в «Велосипедизации». Любые издержки на фоне самого рождения проекта выглядят не столь значительными. «Главное - началось, а остальное приложится», - говорит большинство велолюбителей. Но скептиков тоже достаточно.

Точкой своего отправления я выбрал Каменноостровский мост. Отмечу, что на карте велодорог (найти её можно на сайте КРТИ) линии обозначены разными цветами - и это первое, на что стоит обратить внимание. Так, часть пути проходит по велопешеходным набережным. Часть - по выделенным полосам на шоссе. А где-то просто в общем потоке машин или пешеходов. Для каждого формата - свой цвет.

В точке старта не обнаруживаю ни одного велоуказателя - где искать заветные дорожки? Выезжаю, ориентируясь по карте, через проулки тесной улочки Академика Павлова на Аптекарскую набережную. И понимаю, что несведущий человек никогда не догадается, за каким поворотом ждёт его спасительная трасса.

На набережной появляется разметка на асфальте, сообщающая, что да, вы на правильном пути. Сама Аптекарская пустынна - семь пешеходов, три бегуна и один велосипедист, включая меня. В целом участок выглядит вполне приспособленным для езды - гони, не хочу. Но только до первого моста. У Гренадерской переправы дорожка обрывается, и чтобы перейти на другую сторону, необходимо преодолеть пять (!) пешеходных переходов со светофорами. То есть минут шесть можно потратить на проезд по набережной и столько же - на бегание по «зебрам». Кстати, эта «подножка» вызвала и наибольшие нарекания у велоэкспертов - налицо явная недоработка проекта.

На карте и в реалии…

На Петроградской набережной с ветерком уже не прокатишься. Больше людей. Ширина полосы не та. У Сампсониевского моста снова спотыкаюсь на ровном месте: опять переходы, теперь их четыре. За мостом окончательно спешиваюсь - дорожка обрывается. На смену ей приходит велополоса по шоссе, но однопутная и только на встречном направлении. На самой набережной - туристический час пик. Под ногами непригодная для езды брусчатка. И так - 1,2 километра - до самого Троицкого моста.

Фото: Коллаж АиФ/ Вероника Такмовцева

Более того, та самая встречная полоса сплошь заставлена автомобилями - у «Авроры» на велотрассе я насчитал с десяток такси, и ещё столько же экскурсионных автобусов! Да, где-то надо дожидаться туристов. Но для чего было рисовать дорожку на этой многолюдной стороне?

Далее карта-схема отправляет меня вдоль Александровского парка по Кронверкскому проспекту прямиком на Введенскую улицу, где, согласно инструкции, тоже имеется выделенная полоска. К сожалению, ни одного указателя на этом пути встретить не удаётся - едешь наобум. Сама дорога, полная авто, трамваев и пешеходов, совсем не предназначена для велосипедного променада. На Введенской «выделенку», точнее небольшой её участок, обнаружить удаётся только ближе к Большой Пушкарской. И то - сплошь заставленную машинами. Охоты продираться сквозь эту полосу препятствий совсем нет…

Вывод: дорожки есть, но рваными участками. Картинка на бумаге и реальная история - разные вещи. До налаженной сети ещё далеко. Да, главное - начали, сделали. Но доделывать ещё нужно очень много.

Мнение эксперта

Опасно для пешеходов?

Активист движения «Велосипедизация Петербурга» Алексей ПАНКОВ:

- Первые велодорожки появились в Петербурге не сегодня, а в 2008 году. Тогда в городе проложили около 40 километров таких путей, в основном на отдельных, огороженных барьерами, участках шоссе. Планировалось их число увеличивать, но после смены главы Петербурга проект заморозили.

Несколько лет назад благодаря работе отдельных энтузиастов и общему стечению обстоятельств процесс снова пошёл. В этом году, например, появились первые велопешеходные дорожки: раньше их не было, и это достижение - новое слово, выход за привычные рамки. Правда, нужно понимать, что где-то такое совмещение уместно - на той же Песочной или Аптекарской набережных, где людей немного. А где-то, как на той же Петроградской - опасно для пешеходов, и на таких участках было бы правильнее выбрать другой формат.

Многие недоработки объясняются тем, что делали быстро и дёшево. По-хорошему, такие работы - с разметками, переустройством переходов - занимают до года. Один из самых проблемных участков - рядом с Гренадерским мостом. Чтобы велосипедисту не спешиваться и не тратить время на долгие переходы, можно, как вариант, поставить здесь светофор по вызову, иначе сама идея просто сходит на нет.

Основные работы выполнены сейчас на Петроградской стороне. На остальных участках всё в процессе. Завершения ждём в III квартале этого года. Общая протяжённость всех велопутей в Петербурге должна будет составить около 90 км.

Комментарий

Шаг в верном направлении

Руководитель движения «ВелоПитер» Илья ГУРЕВИЧ:

- Ключевая цель создания велосипедной сети - связать центр и окраины, дать возможность человеку доехать из дома на работу, и обратно. Не должно быть фрагментарной карты - тут одна дорожка, там другая. Страны с наиболее продвинутой велоинфраструктурой - это Голландия и Дания. В том же Копенгагене до 40% всех транспортных перемещений осуществляется на велосипедах! Недавно я был в Брюгге. После работы люди там едут по велодорожкам вдоль каналов, нет никаких выхлопных газов, едешь и отдыхаешь. С середины XX века в этих странах так же, как и в России, был автомобильный бум - люди постепенно забили машинами всё. Но потом поняли, что не хотят так жить, и кардинально изменили положение. Да, это небыстрый процесс, в Европе к этому шли многие годы. Хорошо, что и Петербург сделал шаг в правильном направлении. Очень ждём продолжения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах