Примерное время чтения: 11 минут
3429

Три экскурсии по Эрмитажу в неофициальный день рождения музея

До официального празднования 250-летия Эрмитажа остается 293 дня, однако начать отмечать юбилей крупнейшего музея страны и главного культурного символа Петербурга можно уже сегодня - в неофициальный день рождения музея.  Именно 17 февраля в 1852 года (162 года назад) Эрмитаж стал настоящим «публичным музеем» - в этот день его двери впервые открылись для всех желающих. До этого на протяжении 88 лет он оставался частным собранием царской семьи, а все картины и скульптуры были надежно спрятаны от посторонних глаз. 

Лучший способ поздравить любимый музей со знаменательной датой – прогуляться по его залам. К юбилею Эрмитажа редакция SPB.AIF.RU собрала самые интересные экспонаты и поделила их на три программы для самостоятельных экскурсий: на час, на три часа и на весь день.

Экспресс: Эрмитаж за час

Обойти все залы современного Эрмитажа за час невозможно, даже если бежать, не глядя по сторонам и не останавливаясь у картин и скульптур. Однако иногда посетители музея ставят перед собой такую задачу – чаще всего это гости Северной столицы, которым за пару дней нужно и в Петергоф съездить, и в театре побывать, и по Неве на катере покататься.

Ограничившись одним часом, придется отказать себе в удовольствии от неспешной прогулки. Чтобы проще было ориентироваться в коридорах и залах, можно скачать на смартфон официальное приложение музея - так вы сможете свободно перемещаться без экскурсионной группы.

Если вы располагаете совсем небольшим количеством времени, то лучше всего выбрать несколько наиболее ярких экспонатов и проложить оптимальный маршрут с помощью одного из информационно-справочных киосков – машина сама выберет кратчайший путь между выбранными точками и выдаст вам распечатанную карту с текстовой навигацией. Вот самые популярные экспонаты музея.

«Мадонна Литта»

"Мадонна Литта" - картина, на которую съезжаются посмотреть туристы со всего мира. Фото: www.russianlook.com

Одна из двух картин Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Экспонируется в зале да Винчи на втором этаже. «Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)» была написана в 1490-1491 годах в Милане. Один из шедевров Ренессанса. Картина поступила в Эрмитаж в 1865 году из собрания герцога Антонио Литта в Милане. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

«Мадонна Бенуа»

"Мадонна Бенуа" также известна как "Мадонна с цветком". Фото: www.russianlook.com

Второй шедевр Леонардо в коллекции Эрмитажа. Картина «Мадонна с цветком» поступила в собрание из семьи Бенуа, с чем и связано ее расхожее название. Написанная в 1478 году, она стала одной из первых независимых работ молодого да Винчи. В одном из соседних залов можно полюбоваться знаменитой «Данаей» Тициана.

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт часто использовал библейские и мифологические сюжеты.  Фото: www.russianlook.com

Картина хранится в зале Рембрандта наряду с 23 другими полотнами великого голландского мастера. Полотно датируется 1668-1669 годами и повествует о евангельской притче. Этот сюжет художник использовал не раз, а эрмитажную картину написал незадолго до смерти. Также в этом зале на втором этаже Зимнего дворца можно увидеть другие его полотна: «Флора» (1634), «Даная» (1636), «Жертвоприношение Авраама» (1635) и «Снятие с креста» (1634).

«Вакх»

"Вакх" - одна из картин, благодаря которым появилось выражение "рубенсовские формы". Фото: Creative commons

С голландским живописцем соседствуют мастера Фландрии, и один из самых известных – Питер Пауль Рубенс. В коллекции Эрмитажа хранится 22 картины и 19 эскизов, сделанных художником. Всем знакомый «Вакх» датируется 1638-1640 годами и поступил в музей в 1772 году из собрания Пьера Кроза в Париже. С «Вакхом» рядом вы увидите картины «Союз Земли и Воды» (1618), «Персей и Андромеда» (начало 1620-х) и «Возчики камней» (около 1620).

Три часа и три миллиона

В Государственном Эрмитаже более трех миллионов экспонатов – чтобы вдумчиво разглядеть их все, потребуется ходить не один месяц и объехать не одно здание. Поэтому, даже имея в запасе три часа на свободное посещение Эрмитажа, лучше заранее продумать пункты, обязательные для посещения. Проще всего выбрать один из этажей – ему будет соответствовать один исторический период. Короткий маршрут по залам поможет проложить все тот же информационно-справочный киоск.

Есть и другой вариант – выбрать самую интересную коллекцию и сосредоточиться на ней. Как правило, после залов да Винчи и Рембрандта больше всего желающих – у входа в эрмитажную Галерею драгоценностей. Правда, туда можно попасть только с экскурсионной группой.

Галерея драгоценностей была названа так еще при Екатерине Великой. Состоит она из Золотой и Бриллиантовой кладовых.

Золотая кладовая включает около полутора тысяч золотых предметов из Евразии, Античного Причерноморья и Востока, изготовленных с VII в. до н.э. по XIX в. н.э. Вот самые интересные из них:

Нащитная бляха в виде фигуры оленя (около 600 г. до н.э.)

Анималистические мотивы характерны для скифского искусства. Фото: creaitve commons / sailko

Относится к коллекции «Золото скифов». Обнаружена в станице Костромской при раскопках Костромского кургана. В основе коллекции – находки из курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Еще одна жемчужина коллекции, вошедшая во все учебники истории – золотой гребень с изображением сражающихся воинов (конец V - начало IV вв. до н.э.), найденный в кургане Солоха в Приднепровье.

Погребальная маска царя (III в.) – один из самых ярких экспонатов греческого зала «Золотой кладовой». Она была обнаружена в Керчи, в некрополе Пантикапея. Там же выставлены пара золотых серег с фигуркой Артемиды (325-300 гг. до н.э.), рог с наконечником в виде полуфигуры собаки (середина V в. до н.э.), диадема с геракловым узлом (II в. до н.э.) и многое другое.

Также в «Золотой кладовой» можно увидеть шедевры гуннского ювелирного искусства времен Великого переселения народов (украшения одежды и головного убора, убранство конского снаряжения), роскошную утварь, сосуды, оружие Востока.

Вторая часть галереи – «Бриллиантовая кладовая» - посвящена развитию ювелирного дела. Здесь представлены украшения из Византии, Киевской Руси и средневековой Европы, созданные с III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия. В частности - предметы, созданные европейскими ювелирами в XVI-XVII веков и XVIII-XIX веков, и, наконец, работы петербургских ювелиров – предметы из обихода императорской семьи. В собрании кладовой хранятся памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия легендарной фирмы Карла Фаберже.

Букет цветов (1740), мастер Иеремия Позье. Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмадин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды, аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Упоминается среди вещей Екатерины II. 

Драгоценный букет прикалывали к корсету. Фото: Creative commons / shakko

День в Зимнем

Провести весь день в Эрмитаже – довольно распространенная практика среди туристов, путешествующих вне группы и готовых свободно распоряжаться временем. Петербуржцы так щедро относятся к своему времени реже, однако 250-летие великого музея может стать дополнительным стимулом к тому, чтобы посвятить целый день любимым произведениям искусства.

Можно начать с первого этажа – там вас ждут египетские боги, саркофаги и вазы, история Античного мира и мумия скифского вождя.

Египетский зал - одно из любимых мест в экскурсии у школьников. Фото: Creative commons / Thomas Ault

Затем по Иорданской лестнице можно подняться в Фельдмаршальский зал и завернуть в портретную галерею Романовых. Далее – Малахитовый зал, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX - начала ХХ веков».

В юго-восточной части второго этажа, осмотрев Белый зал, можно подняться наверх, чтобы увидеть работы западноевропейских художников XIX-XX веков и отдельно – порядка 250 полотен французских импрессионистов. Здесь вас ждут семь картин Клода Моне  - от  «Дамы в саду» (1867) до «Моста Ватерлоо» (1903), два парижских вида Писсаро, три пейзажа Сислея, пастели Дега. Здесь же – Сезанн и Гоген, Ван Гог и 37 полотен Анри Матисса, среди которых «Танец» и «Музыка» (оба 1910). Рядом - 31 картина Пикассо, от ранней «Любительницы абсента» (1901) до  «Женщины с веером» (1908).

В Эрмитаже представлены 37 полотен Анри Матисса. Фото: Creative commons

После можно снова спуститься на второй этаж и пройти по царским залам для торжественных приемов – Гербовому залу, галерее 1812 года и Георгиевскому залу. Затем можно посетить Малый Эрмитаж и под конец дня, когда поток посетителей из самых популярных залов схлынет, дойти до легендарных Тициана, да Винчи, Рафаэля и Рембрандта. На прощание можно спуститься в залы греческого и римского искусства. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах