116

Роман Виктюк: «У культуры сегодня нет ни мыслей, ни прав»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Петербург 24/11/2010

Маска обожания

- "АиФ-Петербург": Вы сказали, что эта работа - приношение великим Александру Таирову и Алисе Коонен. Но Таиров дважды ставил спектакль, и оба раза цензура его запрещала.

- Роман ВИКТЮК: В Петербурге в театральной библиотеке я нашёл пять экземпляров с жёсткими резолюциями цензоров. Везде красными чернилами написано: «Нет!». Однако гениальный Таиров, отчётливо понимая актуальность проблемы именно для России, всё-таки пьесу поставил. Более того, премьеру сыграли в ноябре 1917-го. Спектакль шёл даже после революции, правда, недолго. Большевики спохватились и «положили его на полку».

- "АиФ-Петербург": Говорят, вы лично знали Коонен.

- Р. В.: Алиса Георгиевна подписала мне диплом! Она была в ГИТИСе председателем экзаменационной комиссии и сказала: «Прошу поставить этому выпускнику самую высокую оценку». Мне посчастливилось присутствовать и на том памятном вечере в ВТО, когда опальные артисты собрались после закрытия Камерного театра. Помню всё, как вчера. Алиса Коонен играла отрывки из своих лучших ролей, и слёзы из её глаз катились градом.

В зале стояла такая тишина, что было трудно дышать. В конце зрители встали и просто усыпали сцену розами.

- "АиФ-Петербург": Отношения художника и власти сегодня снова складываются непросто. Многие известные артисты, писатели откровенно подыгрывают обитателям высоких кабинетов, ищут их покровительства.

- Р. В.: Моё правило: если хочешь остаться художником - не ходи во власть. Меня несколько раз звали в Думу, но я сказал: никогда. Сегодня многие мастера культуры боятся власти, не любят её, не уважают, но при этом льстят, надевают маску обожания и просят денег. А власть, как подачку, даёт эти тысячи и миллионы. Нате! Самое циничное, что это преподносится как забота о культуре.

Последними, кто у нас мог открыто разговаривать с хозяевами «членовозов» на равных, были Шостакович, Солженицын, Ростропович. Свою позицию они отстаивали на протяжении всей жизни, часто рисковали, подвергали опасности свои семьи, но с избранного пути не сходили.

- "АиФ-Петербург": Снова встаёт вопрос «с кем вы, мастера культуры»?

- Р. В.: Культура - это воля к духовному совершенству, а она у нас с каждым годом слабеет. Ранее культура по силе воздействия имела право быть властью, а власть справедливо считалась искусством. Неслучайно многие монархи покровительствовали великим художникам, музыкантам. Сейчас большинство людей искусства занимаются своими делами, а талант превратили в бизнес.

Главный - модельер?

- "АиФ-Петербург": Люди хотят комфорта и благополучия, что в этом плохого?

- Р. В.: Это нормальное желание. Но у нас оно превратилось в болезнь. Сегодня у нас главные - модельер и цирюльник. Они на экране, в душах… Мерки такие: если у тебя в гардеробе сплошные бренды, значит, жизнь удалась. Нет? Тогда трагедия. Это разрушает человека, но мы никак не хотим избавиться от навязчивого плена. В итоге у культуры сегодня нет ни мыслей, ни прав.

- "АиФ-Петербург": Не скажите. Многим запомнился разговор Владимира Путина со звёздами театра и кино, его диалог с Юрием Шевчуком. Да и встреча Дмитрия Медведева с рок-музыкантами в кафе проходила непринуждённо.

- Р. В.: Очень хочу ошибиться, но я в искренность этих бесед под телевизионными камерами не верю. Власть заигрывает с искусством, а оно ей подпевает.

И там, и там - враньё. Хотя по отдельности все прекрасные люди. Я в Кремле встречался с Дмитрием Медведевым. Мне очень понравился его взгляд - открытый, доброжелательный, но в то же время внимательный.

- "АиФ-Петербург": Призываете творческих людей держаться подальше от политики, но сами в ней активно участвуете. Едва не стали министром культуры Украины, поддерживаете Ющенко.

- Р. В.: Меня действительно сватали на пост министра, я даже сидел в кресле, но на этом дело и закончилось. Какой из меня чиновник? С моей точки зрения, есть только один пример, где качества артиста и государственного деятеля прекрасно дополняли друг друга - Вацлав Гавел, экс-президент Чехии. Но это исключение, и он сейчас уже не во власти. Вот вам ещё один «король-арлекин». С Ющенко не дружу, но хорошо знаю его супругу. Мне кажется, зря на Ющенко «вешают всех собак». У него просто не получилось. Не скрою, мне было приятно, когда президенту страны, где я родился, понравился наш спектакль о Сталине.

Палач - менеджер

- "АиФ-Петербург": Как вы относитесь к тому, что сегодня о Сталине говорят как о талантливом менеджере, поднявшем страну?

- Р. В.: Палач-менеджер - это страшно. Удивительно, как быстро забывают уроки истории те, кто на себе почувствовал этот кровавый «менеджмент».

- "АиФ-Петербург": Американские газеты написали, что «Виктюк устроил в театре такую революцию, как большевики в 17-м». Оперная звезда Елена Образцова, например, играла у вас мазохистку.

- Р. В.: Женщины у меня соглашаются на всё. С Образцовой в Америке мы вместе накупили разной садо-мазохистской атрибутики. Уже в России Лена позвонила: «Немедленно приезжай!» Мы пошли вместе с Николаем Цискаридзе. Заходим, а нас встречает актриса, похудевшая на 17 килограммов, постриженная наголо, одетая в железяки и кожу. Щёлкает плеткой и говорит: «Готова репетировать Мазоха». Так появилась нашумевшая «Венера в мехах».

- "АиФ-Петербург": Вы признались, что спектакль «Король-Арлекин» - подарок самому себе на день рождения.

А какие ещё подарки хотите получить от жизни?

- Р. В.: Никогда ни о чём не просить Бога, только благодарить. И навсегда сохранить дерзость и иронию. Надеюсь, эти качества помогут нашему коллективу, наконец, получить здание для театра. Его обещали президенты и два мэра, но за 12 лет дело с места почти не сдвинулось. Ещё одна иллюстрация отношений искусства и власти…

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах