Во время Второй мировой войны в России были разрушены тысячи памятников архитектуры. Многие шедевры утрачены навсегда.
Однако учёные и художники из Санкт-Петербурга с помощью авторской методики и компьютерных технологий возвращают древнерусские храмы и фрески народу.
Голые стены
Точное число объектов национальной культуры, уничтоженных за четыре года войны, неизвестно. Известно, что счёт идет на тысячи… Многие из них удалось полностью восстановить, но немалая часть так и осталась руинами, голыми стенами, фрагментами былых шедевров… Как древнерусская церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде.
- Мы часто со студентами ездим в Новгород, и, когда заходим в этот храм, я не знаю, как им объяснить, что здесь было,- говорит директор Института искусств СПбГУ, художник-монументалист Татьяна Ласка. - От уникальных фресок XII века остались лишь небольшие фрагменты по нижнему ярусу, своды и купол - пустые. Да, мы уже привыкли к фразам «невосполнимые утраты», «утраченные шедевры», но нам захотелось изменить эту ситуацию. Восстановить роспись, чтобы люди могли увидеть свою историю, понять - какой была Нередица.
Однако при таких больших потерях реставрация - медленный и трудоёмкий процесс. Например, на сегодняшний день роспись в Нередице - это 325 тысяч фрагментов штукатурки. Если их собирать «вручную», на каждый фрагмент рисовать несколько эскизов - уйдут долгие годы. Тогда в Институте искусств петербургского университета к древнерусским шедеврам решили применить компьютерные технологии. И разработали собственную методику.
Храм в 3D
15% уцелевшей стенописи, небольшие фрагменты штукатурки с остатками росписи, черно-белые фотографии довоенных времён, зарисовки - на основе этого предстояло воссоздать облик храма в том виде, в каком его построил новгородский князь Ярослав Владимирович 9 веков назад.
И впервые в России, с помощью разработанной в Петербурге методики, удалось выполнить проект восстановления фрески «Страшный суд Нередицы». Над ним 1,5 года работали историки, архитекторы, археологи, художники и специалисты компьютерной графики.
- Сначала мы сделали обмеры и чертежи храма в существующем состоянии, фотографии оставшихся элементов фресковой живописи, - поясняет Татьяна Ласка. - Затем началась кропотливая работа с документальным материалом. Исторические справки, архитектурные чертежи, детали строительных материалов XII века, фотографии до 1941 года, наброски и зарисовки храма мы собирали по всей стране. Всё это позволило с помощью компьютера создать точную трёхмерную модель церкви до разрушения и воссоздать вид западной части храма с фреской «Страшный суд». А это стена 9 метров в длину, 4 в высоту и около 100 персонажей. Все они уже перенесены с «компьютера» на холсты.
Переносить эти росписи на стены храма художники не будут - это запрещено законом. Росписи будут существовать и выставляться как самостоятельные произведения, а также как основа трёхмерной компьютерной модели. И у людей будет полное представление о том, какой была Нередица.
Возродить шедевры
- Компьютер помогает сократить время реставрации памятников архитектуры в несколько раз, - продолжает Татьяна Ласка. - Он даёт возможность вернуться к первоначальному варианту на любой стадии. В то время как вручную пришлось бы нарисовать десятки эскизов. Образно говоря, вместо 10 набросков кистью - 10 кликов «мышкой»… Помимо этого, цифровой формат позволяет максимально придерживаться исторической документальности. Увы, в последнее время появляется всё больше слишком «авторских» реконструкций, которые с первоначальным образом имеют значительные расхождения. Это просто непозволительно.
У нас не может быть авторского видения живописи XII века! Поэтому мы хотим воссоздать её в прежнем виде насколько это возможно. И новые компьютерные технологии в этом сыграют немаловажную роль. Их можно сравнить с тем вкладом, который в своё время внесли в мировую культуру книгопечатание, фотография или кино…
Специалисты университета с помощью компьютера планируют возродить утраченные памятники истории и культуры как Великого Новгорода, так и других городов России.