Традиция возводить триумфальные ворота в честь побед над врагом зародилась ещё в Древнем Риме. В Россию её принёс Пётр Первый. До него в честь воинской славы строили храмы и монастыри.
Ворота были построены первым архитектором города Доменико Трезини. Каменное сооружение венчает деревянное резное панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». Панно символизирует победу России: Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, апостол - с Петром I. Хотя до победы в войне со Швецией было ещё далеко - она закончилась только в 1721 году. Над аркой установлен российский герб - двуглавый орёл.
Победители двух войн
Триумфальные ворота для торжественной встречи войск, возвращавшихся из Европы после победы над Наполеоном в 1814 году, построили у границы города на Нарвском тракте. Проект разработал Джакомо Кваренги. Хоть ворота были из дерева и алебастра, они выглядели нарядно и мощно. Их венчала колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы. Для публики возвели специальные трибуны. Войска прошли под аркой четыре раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября. Восторгу петербуржцев не было предела.
Когда ворота обветшали, Николай Первый повелел строить новые, каменные, только несколько в другом месте (здесь ворота и стоят уже почти 180 лет). Приглашённый архитектор Василий Стасов в целом сохранил замысел Кваренги вплоть до колесницы Славы. 26 августа 1827 года - в годовщину Бородинского сражения - заложили первый камень. Строили ворота из кирпича, потом обшили медными листами. По бокам сооружения есть надписи о начале и окончании работ: ворота были торжественно открыты в 1834 году. Надписи также повествуют о местах сражений и воинских соединениях.
В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива Городской думы. В Февральскую революцию памятник подожгла толпа, архив сгорел, пострадали и ворота. Только в 1924 году их начали реставрировать.
Через Нарвские триумфальные ворота уходили на фронт воины Ленинградского гарнизона, а в 1944 году через арку проходили войска-победители.
Сейчас в верхних помещениях открыт музей.
Чугун, платина и золото
На месте Московских триумфальных ворот в XVIII веке проходила граница Петербурга. Здесь начиналась дорога на Москву, что стало поводом для наименования городской заставы, а впоследствии и триумфальной арки.
Идея о её воздвижении появилась в 1773 году: шла очередная война с Турцией, и Россия одержала первые победы на Чёрном море. Однако до воплощения дело не дошло. Вскоре представились и другие поводы - победоносные войны с Персией, с той же Турцией и, наконец, подавление Польского восстания в 1831 году. Николай Первый издал указ об установке триумфальных ворот на въезде в столицу. Создал их тот же Василий Стасов, только что успешно завершивший строительство Нарвских ворот.
На этот раз триумфы решили воплотить в чугуне: это был новый материал, и русские мастера достигли в работе с ним больших успехов.
В сентябре 1834 года торжественно заложили ворота. Сваи не забивали, а уложили в котлован 569 блоков, взятых из фундамента непостроенной колокольни Смольного монастыря. Сверху добавили четырёхметровый слой каменных плит, и - в память о времени - платиновые, золотые, серебряные и медные монеты.
Ворота отливали по частям и собирали на месте. Получилось самое крупное в мире сооружение из чугунных деталей. Ансамбль покрасили под цвет старой бронзы, и - как положено - украсили воинскими трофеями, фигурами гениев победы с гербами русских губерний. Николай Первый лично составил надпись на воротах: «Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».
Торжественное открытие состоялось в 1836 году, а в 1878-м под аркой прошли войска, освободившие от турок Болгарию, Сербию, Черногорию.
С началом блокады Ленинграда мощные чугунные детали ворот решили использовать для противотанковых заграждений. От триумфальной арки мало что осталось.
Когда после войны её решили восстановить, обнаружили, что из 108 частей колонн сохранилось всего 65, из 30 фигур гениев - 13… Недостающие детали изготовили заново. А вот надпись «в память подвигов…» не возобновили, потому что там есть слова об «усмирении Польши». И при новой реставрации 2001 года были противники возвращения исторической надписи. Вопрос решился на уровне Министерства иностранных дел.
Арка Красной армии
Арка Главного штаба на Дворцовой площади – всемирно знаменита. Она посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года. Именно архитектор Карл Росси, проектируя главную площадь столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. На высоте 36 метров парит колесница крылатой Славы, запряжённая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов в римских доспехах с копьями. В руках богини - лавровый венок и штандарт - символ воинской доблести и победы.
Открытие триумфальной арки приурочили к возвращению гвардии, которая воевала на юге России с Османской империей. Торжество состоялось в октябре 1828 года.
После революции, когда Дворцовую переименовали в площадь Урицкого, шедевр России получил название - арка Красной армии. Хотя непонятно, какое отношение Красная армия имела к войне с Наполеоном.
Историческое название вернули в 1941 году. А 8 июля 1945 года через арку торжественно прошли победители войны с фашизмом - солдаты и офицеры Ленинградского гвардейского корпуса.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.