Скандал с изданием романа главного пропагандиста нацистской Германии Йозефа Геббельса «Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках» набирает обороты. Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников обратился в Генпрокуратуру с требованием проверить книгу, напечатанную издательством «Алгоритм» в серии «Проза великих», на предмет содержания в ней экстремистских призывов. Роман, появившийся на книжных прилавках Москвы и Петербурга, могут запретить и изъять из продажи.
Среди писателей единого мнения на счет необходимости запрета скандальной книги нет.
Мария Арбатова:
Читайте также: | |
---|---|
Прокуратура ищет в книжных магазинах книги Геббельса | |
Эдуард Лимонов против изъятия из продажи книг Геббельса | |
На Невском повесили плакаты с цитатой рейхсфюрера СС Гиммлера |
- Независимо от того, какую литературную ценность имеет этот текст, для меня он легитимизирует существование фашизма. Я за то, чтобы его засыпать пеплом и забыть. Учитывая количество неонацистских акции и движений в России и Европе, мне кажется, очень опасно привлекать внимание к издательству таким образом. Понятно, что это пиар ход. Выдающимся писателем Геббельс не был. Особой культурной ценности эта книга не представляет. Поэтому я поддерживаю ее запрет. Более того, я считаю, что если в тексте будут найдены признаки экстремизма, из соображений профилактики можно было бы лишить это издательство лицензии. Потому что и так «Майн Кампф» на каждом шагу, и молодежь кидает и зиги на каждом шагу. В стране, победившей фашизм, должно быть жесткое отношение к подобным инициативам. И никаких сюсюканий по поводу графоманских изданий Геббельса со стороны литературной общественности быть не должно.
Илья Стогов:
- Как поступали фашисты? Они сжигали книги. Если мы начнем сжигать книги, запрещать их, мы сами станем, как фашисты, и тогда никакой разницы между Геббельсом и нами не будет, но сейчас она есть. Мы не ведем себя, как фашисты, мы уважаем других людей и их право иметь свою точку зрения и решать, что приемлемо, а что неприемлемо. Поэтому я против запрета этой книги.
Бина Богачева:
- Я не читала книгу. Видела только новость об этом. Я думаю, что это полная ерунда. Лучше бы обратили внимание на мальчиков в нацистской форме, которые ходят по городу. Они давно выучили «Майн кампф» наизусть. Геббельс писал публицистику. Он был человеком до того, как вступил в политическую игру. Это очередное отвлечение умов от насущных проблем. Надо решать свои проблемы, а не тыкать в прошлое пальцем.
Дмитрий Жвания:
- Книга была написана до того, как Геббельс вступил в нацистскую партию. Но при этом в ней прослеживается его мировоззрение как писателя и человека. Есть, например, такие фразы: «Все зло от чужих», «Чужие мешают нам жить» и т.д.
Во время написания книги он находился в состоянии выбора между различными политическими течениями и партиями и поддерживал контакты с коммунистами. И позже, будучи видным членом нацистской партии, был сторонником тактического союза с коммунистами. Что касается вопроса - запрещать или нет - для меня, как для читателя и историка, такие запреты будут представлять сложность в поиске литературы. Помню, когда я был студентом, книги Троцкого надо было заказывать в спецхранилищах библиотек. Необходимо было пройти несколько согласований вплоть до того, что тебя как читателя должны были одобрить на уровне первого отдела идеологической безопасности.
Сейчас все эти запреты бессмысленны, так как все можно найти в сети. Сам по себе роман Геббельса довольно ходульный. Это его попытка в художественной форме выразить свое мировоззрение. Если относиться к роману как к источнику, то запрещать его нет смысла. Но как повернется в голове та или иная книга, неизвестно. Какой-нибудь обывательский детектив может так сработать в чьей-то голове, что человек может начать убивать.
Хотя для того, чтобы начать убивать евреев или инородцев, прочитать Геббельса явно недостаточно. Пробудить мизантропию - да. Но таких книг, пробуждающих мизантропию, полно.
Кстати, сейчас среди политиков и депутатов модно цитировать русского философа Ивана Ильина. Он как раз был коллаборационистом. Жил в Германии, сотрудничал с гитлеровцами, и даже после войны оправдывал нацизм, называя его спасением от большевизма. И эти люди ссылаются на него, называя православным философом, при этом запрещая книги Геббельса.