В Петербурге снимают очередную экранизацию романа Льва Толстого. Команда телеканала BBC приступила к съемкам сериала по мотивам «Войны и мира». В связи с этим SPB.AIF.RU решил вспомнить, для каких еще картин улицы Северной столицы послужили историческими декорациями.
«Осенний марафон», 1979 год
Буквально каждый кадр из фильма – это ода достопримечательностям Петербурга. То мелькают Краснофлотский мост, знакомая Дворцовая набережная, то вдоль Мойки мчится автобус, то Андрей Бузыкин торопится на лекцию, шагая по знаменитому коридору СПбГУ. Удивительно трогательная, жёсткая, ироничная, грустная и одновременно смешная кинокартина Георгия Данелия по пьесе Александра Володина проводит зрителя не только сквозь все круги противоречий человека, не способного сделать выбор и желающего угодить всем и каждому, но и прогуливается вместе с ним по красивым городским местам. Например, литиздательство, куда Бузыкин приносит свои работы – это дом Зингера, где в советское время действительно находилось издательство и другие организации, связанные с печатью, а дом, где живёт любовница Алла – это здание на углу Невского проспекта и Мойки, 44.
«Вокзал для двоих», 1982 год
Где только ни снимали сцены для фильма Эльдара Рязанова: и в Люберцах, и в Димитровском районе Московской области, и на Рижском вокзале в Москве. Однако ряд сцен, в частности, когда Платон Рябинин, роль которого исполняет Олег Басилашвили, остаётся без вещей и документов, и бродит в здании вокзала, снимался на Витебском вокзале в Петербурге. Здесь он разговаривает с героиней Людмилы Гурченко: горячится, ругается с ней и, в конце концов, мирится.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Сокровища Агры», 1983 год
Советская киноверсия знаменитого произведения Артура Конан Дойля снималась в Прибалтике, на Кавказе и в Ленинграде. Одним из самых заметных особняков, где проходили съемки, является дача Марии Клейнмихель, где происходит действие четвёртой части сериала «Сокровища Агры». Живописный модерновый особняк на набережной Крестовки, 12, интерьеры которого нередко снимал знаменитый фотограф Карл Булла, чьи работы через десятки лет доносят до нас образы старого, дореволюционного Петербурга, использовали как Дом Бартоломью Шолто. Особняк снят во всех подробностях, а сам великий сыщик и гений дедукции в исполнении Василия Ливанова лихо ходит по его крыше, стремясь разгадать очередную загадку, которую подкинула ему судьба. Любопытно, но эта часть знаменитого сериала стала первым фильмом, для съёмок которого использовались кадры настоящего Лондона, в частности это можно заметить по эпизоду поездки главных героев по Темзе.
«Собачье сердце», 1988 год
Мало кто знает, но фильм про похождения пса Шарикова и опыты профессора Преображенского снимали не только в Москве, где по произведению Михаила Булгакова происходит действие, но и в Петербурге. Грандиозное здание за массивными воротами, строившееся по проекту Бенуа, и расположенное на Моховой улице, 27-29, где некогда находилось страховое общество «Россия» - это тот самый дом, где живёт профессор. Выбор пал именно на этот дом по той простой причине, что в Москве невозможно было найти здание, которое вписывалось бы в сюжет, созданный Булгаковым, и которое бы ярко отображало дух того времени.
Ныне этот дом, где в одной из квартир собака превращалась в нахального и заносчивого Шарикова, ставшего для Булгакова ожившим образом человека 20-х годов, является обычным жилым зданием.
«Интердевочка», 1989 год
Фильм, который буквально взорвал советское общество обилием в нём эротических сцен, открытых разговоров на крамольную тему проституции в Советском союзе и показал, как живут «жрицы любви» в культурной столице, снимался в Ленинграде, где по повести Владимира Кунина и разворачивается первая часть повествования.
Фильм начинается со сцены, где героиня Елены Яковлевой, обычная девушка из средней советской семьи, которая днём работает в больнице, а вечером занимается валютной проституцией, ищет «случайные знакомства» в гостинице. Гостиница эта - «Прибалтийская», которая сейчас называется отель Park Inn by Radisson. Также в одном из кадров можно легко признать «Красный рынок», который находится на улице Дыбенко, рядом с которым случайно встречаются Таня Зайцева и Зина Мелейко, роль которой талантливо исполнила Любовь Полищук.
«Идиот», 2003 год
Удивительно тонко передающий атмосферу Петербурга Достоевского сериал Владимира Бортко, основанный на романе «Идиот», снимался частями в Москве и в Петербурге. Самое удивительное, что даже сейчас можно побывать на том месте, где проходили съёмки, и вообразить себя персонажем романа. Речь идёт о музее-квартире поэта Николая Некрасова, которая представлена в сериале как приёмная генерала Епанчина, где князь Мышкин дожидается, пока генерал закончит свои дела с Ганей. Опознать это место можно по чучелу медведя, стоящего в комнате, около которого в нерешительности и смуте чувств усаживается князь, роль которого исполнил блистательный Евгений Миронов.
«Бункер», 2004 год
Фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля о последних днях Третьего рейха снимали в Петербурге. В начале 2000-х годов в северной столице существовал район, который немногим уступал улицам, по которым только что прокатилось колесо войны – это квартал, где расположены улицы Шкапина и Розенштейна. На момент съёмок фильма в районе сносили здания и расселяли жильцов: улицы были захламлены строительным мусором и для съёмочной команды эти места сразу показались самыми подходящими декорациями. По сути, режиссёру ничего не нужно было менять в облике улиц: двери заколотили досками, повесили агитационные плакаты, пригнали военную технику, расставили противотанковые ежи. Кроме того, улица действительно схожа с Берлином 1940-х годов, так как застраивалась немецкими архитекторами и на немецкий лад.
Съёмки начинали ранним утром, а заканчивали поздним вечером. Впрочем, жильцам, которые на время оказались вовлечены в съемочный процесс, не на что было пожаловаться: несмотря на шум, ослепительный свет софитов и ткани, которыми были затянуты некоторые окна жилых домов, немецкие киношники принесли больше пользы, чем дискомфорта. После съёмок они убрали не только мусор, появившийся в ходе творческого действа, но и тот, что был здесь задолго до их появления.
«В ожидании чуда», 2007 год
В романтичном и наивном фильме режиссёра Евгения Бедарева, как бусина на нитку, нанизывается одна за другой петербургские достопримечательности. В кадрах мелькают дворы-колодцы, освещённые не по-питерски ярким солнцем, уютные парадные старинных домов и Дворцовая площадь, где героиня впервые встречает Ангела, который вовсе не по-ангельски наставляет, как нужно жить, чтобы стать счастливой, невзирая на лишний вес, комплексы и наивность, которая в итоге становится для неё ключом к радостному будущему. Также одним из основных мест съёмок является дом № 13 на канале Грибоедова, где по сюжету находится рекламное агентство «Георгин», где работала героиня фильма, и один из домов на набережной реки Мойки, где она жила.
«Сонька Золотая Ручка», 2007 год
Сериал о знаменитой талантливой аферистке, личность которой по сей день окружает ореол загадок и тайн, снимали также в Петербурге. После себя эта женщина оставила всего пару фотографий, воспоминания Чехова, когда он ездил на Сахалин, и множество мифов и легенд о том, как «работала» Сонька, обчищая карманы богачей и воруя драгоценности в ювелирных магазинах. Режиссёр Виктор Мережко снимал огромное множество эпизодов именно на улицах Петербурга: во-первых, это соответствует реальным событиям – Сонька часто жила в столице, а во-вторых, набережные, дома и интерьеры в них как нельзя лучше соответствуют атмосфере XIX столетия. Одна из сцен, где Сонька в исполнении Анастасии Микульчиной объясняется со своим мужем Михелем Блювштейном, снималась в Музее А.С. Пушкина на Фонтанке, один из залов которого оформили под ресторан. Продолжение сериала, который вышел на экраны в 2010 году, также снимали в городе на Неве, используя в качестве натуры улицы, парки и переулки.
«Распутин», 2014 год
99 лет назад в особняке Юсуповых на Мойке был убит «святой чёрт» Григорий Распутин. К этой дате режиссёр Андрей Малюков снял фильм, который охватывает период, когда Распутин впервые встречается с Анной Вырубовой, ближайшей подругой императрицы Александры Фёдоровны, и до самой его смерти в 1916 году.
Натурные съёмки проходили в Петербурге. Для них задействовали Елагин дворец, где снимали царские интерьеры, Царское село, дом-музей Державина, Летний сад, Тифлисский переулок, канал Грибоедова, набережная Фонтанки, Дом ученых и особняк Нейгарта. Для того, чтобы горожане не помешали съёмкам, оцепляли сразу несколько улиц. Впрочем, основные городские эпизоды снимали у Никольского собора – отсутствие железных дверей, кодовых замков, современных вывесок, дорожных и знаков и прочих примет XXI века сделало этот район наиболее удачным для реконструкции пейзажей того времени. Любопытно, что при съёмках момента, где убитого Распутина топят в проруби, Владимира Машкова заменял даже не каскадёр, а манекен, лицо которого сделали при помощи слепков с лица артиста.