История обуви начинается примерно с верхнего палеолита, а изначальным ее предназначением является пепловая и механическая защита. Историк Эрик Тринакус пришёл к выводу, что обувь появилась 26-30 тысяс лет назад на западе Евразии. Он проанализировал особенности скелета живших на этой территории в эпоху среднего и позднего палеолита людей, и заметил, что в эти эпохи мизинец человека терял свое первоначальное предназначение, а затем начала изменяться и форма стопы. Эта характерная деформация как раз и связана с постоянным ношением обуви.
В те времена впервые для изготовления обуви использовались растительные материалы: древесная кора, камыш, папирус, солома, а также грубая толстая пряжа, войлок и даже дерево (японцы, например, до сих пор носят гэта — деревянные сандалии).
Производство обуви у первобытных народов было поставлено в прямом смысле слова «на широкую ногу»: в США, в пещере Ламос , археологи нашли настоящий склад древней обуви — 300 пар плетённых из травы сандалий. Несмотря на свой более чем почтенный возраст — 9000 лет — эти сандалии оказались настолько красивыми и удобными, что местные жители тут же начали плести точно такие же для продажи туристам.
По мнению исследователей, первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. И это не просто предположение — именно такие башмаки оказались на ногах мумифицированного трупа мужчины, погибшего 5300 лет назад, который был найден в 1991 году в Эцтальских Альпах.
В дальнейшем же модернизация обуви у различных народов претерпевает свои особые изменения. Так, в Древнем Египте самым распространённым видом обуви были сандалии из пальмовых листьев или папируса, похожие по форме на стремя, их подошва, на носке загнутая кверху, прикреплялась к ноге кожаными ремешками. Древние евреи делали обувь из кожи, шерсти, тростника и дерева.

Тогда было три вида обуви — сандалии, башмаки (они закрывали стопу до подъёма, всегда имели каблуки, а на ноге удерживались с помощью шнурков, которые завязывали красивым бантиком) и сапоги, в которых ходили путешественники и солдаты.
Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, с загнутыми вверх носами — пуленам, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире. С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.
В конце XVII — начале XVIII веков произошло ещё одно значимое для развития обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. И если раньше, когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, то со временем их стали делать выше.
Новаторство же двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится асимметричной. В 20-е годы очередной «бум» переживают сандалии, а после Второй мировой войны дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. Обувь становится объектом внимания художников и конструкторов, но, как и прежде, остается признаком социального различия владельцев. В зависимости от назначения носят туфли кожаные и атласные, замшевые и шелковые, ботинки на шнурках, крючках и пуговицах, но и не пренебрегая модными тенденциями. Подобное отношение к самой нижней детали нашего гардероба сохраняется и по сей день.
Уличная мода
«АиФ-Петербург» предлагает посмотреть, как городские модники используют обувь для дополнения своих образов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть