«В карете прошлого никуда не уедешь. Было много хорошего, была целая жизнь, так стоит ли гневить Бога? Наоборот, надо сказать ему большое спасибо, что мне дали возможность столько поработать на славу нашего города и страны», – размышляет Михаил Боярский.
26 декабря ему исполняется 75 лет. Журналисты spb.aif.ru не раз встречались с народным артистом РСФСР, вот что он думает по поводу злободневных проблем.
«Алло! Это Моцарт»
«Я оказался консерватором, хотя мне представлялось, что я самый передовой, музыкальный и спортивный. Не терпящий прошлого и устремлённый только в будущее. Сегодня раздражения прибавилось. Мне жаль того, что потеряли, и я никак не соглашаюсь с тем, что происходит. По крайней мере в театре. В современный театр не рвусь, он мне неинтересен. Часто вообще не понимаю, что происходит на сцене. Когда в одной из нашумевших пьес Моцарт вышел с телефоном и в наушниках, я чуть не убежал из зала. Действительно, как можно в наши дни без телефона: «Алло, Сальери? Это Моцарт. Как дела?» Или в чеховской «Чайке» соорудили бассейн, где плещутся голые. Понимаю, что мир идёт вперед и тормозить прогресс бессмысленно, но мне он непонятен. Пожалуйста, экспериментируйте, но без меня. Я за театр, который будит чувства, эмоции, а их никакими раздеваниями не заменишь».
Семья – самое главное
«Для меня главное – семья и только семья. Вот Лиза мне рассказывает, что начнёт сниматься в новом телесериале.
А я: «Да оставь ты. Отдай больше времени близким». Есть много артистов, которые упустили детей, посвятив свою жизнь театру. Да, благородно. Но дети важнее. И это не только в театре – везде, во всех профессиях, в гастрономе и на птицефабрике. Всё должно быть ради того, чтобы в семье было хорошо. Мы здесь очень ненадолго. Потом будет поздно».
«Большое спасибо, родной»!
«Считаю, что для женщины главное – удачно выйти замуж. А что плохого, что мужчина хочет сделать для жены всё возможное? Он тащит, оберегает, достаёт и получает от этого радость. А она ему говорит: «Большое спасибо, родной!» При этом взрослые должны показывать детям пример. Если дома соблюдаются общепринятые правила и нормы – всё будет в порядке. Как только начинаются эксперименты со свободой, распущенностью, деньгами – это вина родителей. Женятся и разводятся тоже по несколько раз. Почему-то забывают, что жизнь коротка, а ведь надо создать семью, вырастить детей, внуков, желательно правнуков. Это большая работа и удовольствие вместе. Жаль, что многие этого не понимают».
Любимая команда
«Для меня «Зенит» – любимая команда в любимом городе (Михаил Боярский болеет за «Зенит» свыше 60 лет. – ред.). Как по полуденному выстрелу с Нарышкина бастиона сверяют часы, так и игра «Зенита» по-особому настраивает город. Прекрасно помню, как пришёл на матч первый раз. Меня взял с собой отец. Он служил в Театре им. Комиссаржевской, а Зимний стадион, где сражалась команда, находился напротив. Однажды с отцом и его друзьями отправился и я. Игра была знаковой: «Зенит» – «Спартак». Счёт уже не назову, но наши точно выиграли, потому что все ликовали. Взрослые серьёзные люди радовались, как мальчишки, чего я совершенно не ожидал. Меня захватило не только зрелище, но и отношение болельщиков к матчу. Всё было настолько празднично, азартно, что хотелось ощущать необычную атмосферу вновь и вновь. С удовольствием делаю это многие годы».
«Мы – опора друг друга»
«Чувства, проверенные временем, – самые нежные, необходимые, – признался артист в программе «Секрет на миллион». – Чем старше становишься, тем больше ими дорожишь. Мы – опора друг друга. Я без неё ничего не смогу сделать в жизни (Лариса Луппиан – жена, 47 лет вместе. – ред.). Хотя были разные моменты, она хранила гнездо, я его разрушал.
Конечно, сейчас мы не объясняемся друг другу в любви, это было бы неуместно. Но всё же можно что-то придумать, взбрыкнуть. Постучаться вечером в окно: «Я пришёл!» Встретить с бокалом вина, подарить небольшой подарок. Стараюсь сделать всё, чтобы она чувствовала себя комфортно. Принести картошки, чтобы ей было не тяжело, заправить машину, встретить после спектакля, зная, что она устала, привезти домой внуков и устроить сюрприз. Вставать утром нам в радость, потому что мы увидим друг друга. Словом, чувства не погасли, и искры ещё вспыхивают».
«В карете прошлого не уедешь»
«Очень хочется поставить точку, потому что в карете прошлого никуда не уедешь. Своего возраста, старости не стесняюсь. Я злобный, сварливый старикашка, и знаю, что я такой. Цифры в паспорте меня пугают, но это неизбежность. Было много хорошего, была целая жизнь, и она заканчивается. Стоит ли гневить Бога? Наоборот, надо сказать ему большое спасибо, что мне дали возможность столько поработать на славу нашего города и страны. Конечно, если что-то предложат, на что ещё хватит сил, чтобы не засыпать на сцене, например, Сальери или Скупого рыцаря – соглашусь. Если появится роль, которая может привлечь внимание зрителей, и я буду нужен для серьёзной работы – пойду с удовольствием».
Не люблю и не отмечаю
«Дни рождения я не люблю, не отмечаю, стесняюсь и обычно старюсь уехать. В этот раз, правда, не получится, придётся идти на компромисс. У нас в семье много «декабрьских», поэтому, когда жили скромнее, совмещали дни рождения и Новый год. Сейчас тоже чаще всего отмечаем символически. Под бой курантов поднимаем бокалы, обмениваемся подарками – и всё. Очень хорошо и посуду мыть не надо. Везде свои традиции, и я желаю всем здоровья и доброты».
Самый главный мушкетёр страны
Михаил Боярский сыграл в кино 175 ролей. Многие фильмы стали всенародно любимыми, их посмотрели миллионы зрителей.
Кот Матвей – «Новогодние приключения Маши и Вити»
Эта детская новогодняя сказка вышла на экраны кинотеатров в 1975 году. Картину снимали на «Ленфильме». Михаил Боярский здесь играет проходимца Кота Матвея.
Сильва – «Старший сын»
В этом же году Боярский снялся в фильме режиссёра Виталия Мельникова, поставленного по одноимённой пьесе Александра Вампилова. В картине он играет Семёна Севостьянова по прозвищу Сильва.
Волк – «Мама»
Картина стала совместным проектом трёх стран – Румынии, Франции и СССР. Боярскому досталась роль волка – обаятельного и стильного. Злодей пытается похитить козлят и усыпить бдительность мамы, которую играет Людмила Гурченко.
Теодоро – «Собака на сене»
Его герой является секретарём властной и знатной Дианы (Маргарита Терехова). Изначально на роль Теодоро пробовались Олег Янковский и Олег Даль, но режиссёр Ян Фрид отдал предпочтение Михаилу Боярскому.
Д’ Артаньян – «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Роль мушкетёра и сериал принесли Боярскому статус суперзвезды. Изначально Боярский должен был исполнять роль Рошфора, а зажигательного гасконца – Абдулов. Но Абдулов не смог справиться с вокалом, и режиссёр остановил свой выбор на Боярском.
Де Брильи – «Гадремарины, вперёд!»
Михаил Боярский сыграл в «Гардемаринах» роль французского дипломата. Говорят, Михаил Сергеевич сам попросил написать композицию «Голубка», чтобы сыграть последнюю любовь стареющего мушкетёра. Эта песня, как и многие мелодии в исполнении Боярского, стала шлягером.
Атаман Шило
В экранизации «Тараса Бульбы» эта роль – эпизодическая. Но Боярский сделал образ запорожца настолько ярким и живым, что он запомнился многим. Сам актёр рассказывал, что напросился на эту роль, так как хотел сыграть казака.