Невиданное зрелище
До того времени, как «колыбель российского кино» расположилась на Каменноостровском проспекте, здесь был увеселительный сад «Аквариум» с театром. В мае 1896 года публику пригласили на показ «живой фотографии». С ней петербуржцев познакомил киномеханик Франсис Дублие, сотрудник Люмьеров. Показ состоялся в антракте оперетты «Альфред-паша в Париже». В зале погас свет, и на экране возник поезд, прибывающий на станцию Ля Сиота. Газеты писали: «Новинка эта, под названием «синематография», представляет из себя невиданное и интересное зрелище… Зритель видит перед собою ряд живых картин. Полная иллюзия сцены с живыми людьми. Зрелище вызвало большую сенсацию, и аплодисментам не было конца». В бывшем театре «Аквариума» сейчас располагается павильон № 4, на его уличной стене установлена мемориальная доска в память о первом киносеансе в России.
В 1908 году была основана одна из первых кинофабрик «Омниум-кино». До революции здесь снимали видовые и хроникальные картины, которые охотно покупали прокатчики. Ну, а первый советский фильм был снят в 1918 году и назывался «Уплотнение». Эту агитку сочинил Луначарский: в квартиру профессора вселяют рабочего с дочерью. К ним приходят друзья с завода, и в конце концов профессор начинает читать им популярные лекции. Ну а сын профессора и дочь рабочего решают пожениться. «Кинопьесу» сняли за несколько дней.
Заметным явлением 1920-х годов стала киномастерская «ФЭКС» - фабрика эксцентрического актёра. Её организовали молодые режиссёры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Первая же их картина «Похождения Октябрины» стала «необузданным собранием всех трюков». Впрочем, вскоре они сняли трагический фильм «Шинель» по Гоголю. Лента стала шедевром советского немого кино. Ну а уже в зрелом возрасте Козинцев создал на «Ленфильме» такие всемирно известные картины, как «Дон Кихот», «Король Лир» и «Гамлет», даже в Англии признанный «лучшим фильмом года». Из «ФЭКСа» вышли Сергей Юткевич и Сергей Герасимов, также составившие славу отечественного кино.
Идём смотреть «Чапаева»
Самой известной ленфильмовской картиной можно назвать «Чапаева», снятого в 1934 году братьями Васильевыми. На самом деле Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич были просто однофамильцами, а «братья Васильевы» - их творческий псевдоним. «Чапаевым» открылся первый советский кинофестиваль в Москве в 1935 году. Успех ленты в стране был феноменальным. В кинотеатрах она демонстрировалась месяцами, а в ленинградском «Сатурне» - каждый день два года подряд. Трудящиеся отправлялись на фильм, как на праздник: в колоннах, с оркестром и плакатом: «Мы идём смотреть «Чапаева»! Сталин пересматривал картину более 30 раз и считал её лучшей. Его мнение разделили западные критики: лента включена в число ста лучших фильмов мирового кино. Ну а о подлинном народном признании говорит то, что долгие годы самыми ходовыми анекдотами были про Чапаева, Петьку и Анку-пулемётчицу.
На «Ленфильме» снимали много и детских картин. Классиком жанра считается режиссёр Надежда Кошеверова, в 1947 году выпустившая «Золушку». Евгений Шварц написал блестящий сценарий по сказке Перро, фантастические декорации придумал Николай Акимов. В фильме снялись звёзды - хотя это слово тогда не употреблялось - Фаина Раневская, Эраст Гарин, Василий Меркурьев, Янина Жеймо, которой было 37 лет. Многие поколения советских школьников твёрдо знали, что в дни зимних каникул по телевизору обязательно покажут «Золушку», и ни разу не ошиблись. В 2009 году фильм «колоризировали», но на ТВ-экране «Золушки» нет.
Когда на «Ленфильме» приступили к съёмкам «Человека-амфибии», откликнулась… «Нью-Йорк таймс». Газета писала: «Сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе». Режиссёры Чеботарёв и Казанский, а также оператор Розовский сделали то, на что не решился Голливуд. И победили. Картина стала лидером проката: в СССР её посмотрели более 65 миллионов зрителей. Успеху сопутствовала и новаторская электронная музыка Андрея Петрова. Песню «Нам бы всем на дно!» распевали даже дети. А актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская проснулись знаменитыми.
Медный всадник
Название студии - «Ленфильм» появилось в 1935 году. Ну а эмблема - Медный всадник - в 1965-м. И до сих пор её появление на экране - гарантия качественного кино. Появился даже термин «ленинградское, петербургское кино», то есть интеллигентное. Это совсем не значит - скучное. Разве скучны «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня» Масленникова, «Начальник Чукотки» и «Выйти замуж за капитана» Мельникова, «Блондинка за углом» и «Собачье сердце» Бортко, «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» Германа?
Лауреатами Канн и Венеции становились фильмы Сергея Юткевича, Григория Козинцева, Иосифа Хейфица, Александра Сокурова, Виталия Каневского (который так и остался во Франции), Ирины Евтеевой.
Студия живёт. Алексей Герман заканчивает работу над «Историей арканарской резни», снимается ещё несколько картин. Но судьба «Ленфильма» висит на волоске. В сентябре Министерство культуры должно принять решение - быть или не быть нашей «легенде».