Двухсерийный советский фильм «Король Лир», в основу которого легла бессмертная одноименная пьеса Уильяма Шекспира, был поставлен на киностудии «Ленфильм». Премьера последней картины прославленного режиссера, народного артиста СССР Григория Козинцева состоялась 45 лет назад - 8 февраля 1971 года.
SPB.AIF.RU рассказывает, как из постановки, показанной в стенах БДТ до Великой Отечественной войны, была создана любимейшая картина советского и российского зрителя.
Классический сюжет
Действие фильма происходит в Англии XI века, где могущественный король Лир, исполненный Юрием Ярветом, решает, что пора передать власть в руки трех дочерей – Гонерильи, Реганы и Корделии. Эти роли достались Эльзе Радзине, Галине Волчек и Валентине Шендриковой.
Перед тем, как передать бразды правления страной детям, Лир захотел услышать от них, насколько сильно они любят своего пока еще венценосного родителя. Пламенные речи сказали две старших дочери, а младшая Корделия не стала уверять отца в своей привязанности, за что была лишена наследства и выдана замуж за французского короля. Не стал Лир слушать предостережения относительного своего поступка от преданного друга графа Кента, а также правдивые слова своего шута, сыгранного в картине Олегом Далем.
Вскоре, нанося визит двум старшим дочерям, король принимает унижения от них. Только тогда он понял, что отвергнутая им Корделия именно та, которая любила его искренне. Его ошибка стала роковой как для него, так и для всей Британии.
Под музыку Шостаковича
Над экранизацией трагедии английского драматурга работал известнейший советский режиссер Козинцев. У него в учениках ходили, среди прочих, автор культовых советских комедий Эльдар Рязанов, постановщик «Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» Игорь Масленников, а также признанный мэтр, народный артист РФ Алексей Герман.
Козинцев впервые обратился к драматургии Шекспира аж за 30 лет до выхода фильма. Незадолго до начала ВОВ, в 1941 году, режиссер на сцене БДТ поставил «Короля Лира», позднее, в 1944 и в 1954 годах, в Академическом театре драмы имени Пушкина показали «Отелло» и «Гамлета». Экранизация «Гамлета», которой занимался Козинцев, состоялась в 1964 году. Её и по сей день считают одной из лучших киноверсий пьесы Шекспира. Главную роль в том фильме, также созданном в стенах «Ленфильма», блестяще исполнил Иннокентий Смоктуновский. Козинцев тогда получил за «Гамлета» специальный приз на Венецианском кинофестивале.
В 1970 году режиссер начал работать над еще одной пьесой английского классика – «Королем Лиром». Большую часть съемок провели в окрестностях эстонской Нарвы. Старинная крепость Ивангород, известная сегодня многим петербуржцами, путешествующим в соседнюю страну, была признана отличной декорацией для королевского дворца и замков старших дочерей короля.
Золоотвалы Прибалтийской ГРЭС стали местом, где запечатлели ряд ключевых сцен киноленты. На городском пляже сняли высадку французских войск. Отдельные эпизоды пришлось ставить под Новосибирском и в Паланге.
Музыку к фильму написал композитор Дмитрий Шостакович.
При этом параллельно английский режиссер Питер Брук в 1970 году снимал своего «Короля Лира». Постановщики даже вели переписку, только вот картины, по мнению Козинцева, оказались абсолютно разными.
По ролям
Самые большие сомнения у съемочной группы и дирекции картины вызывало назначение на главную роль Ярвета. Одно предложение вызвать эстонского артиста на пробы вызвало общее недовольство. Почти никто не поддержал Козинцева, а директор съемочной группы был уверен, что даже деньги на билет для актера будут потрачены зря. Сам Ярвет серьезно к предложению также не отнесся, приехав в Ленинград, больше желая приобрести дефицитные в то время апельсины для семьи. Любопытно, что главную роль в артисте Козинцев увидел тогда, когда решил оттолкнуться от предложения попробовать его в образе бродяги.
Режиссер вспоминал, что проб на Лира было множество, только все они были безрезультатными. Козинцев чувствовал, что поступил легкомысленно, решившись взяться за фильм, абсолютно не зная исполнителя главной роли.
Однако постановщик точно имел представление о том, кто сыграет шута. На эту роль проб почти не проводили, а Козинцев пригласил Олега Даля.
В дальнейшем он прощал ему многое на съемочной площадке. При всех срывах Даля Козинцев брал вину на себя. Вдова Козинцева, Валентина Георгиевна, вспоминала тогда, что её супруг говорил: «Мне его жаль. Он – не жилец». Однако режиссер чувствовал, с каким тонким организмом имеет дело и позволял чувствовать Далю себя в кадре свободнее.
Финальный фильм
Сразу после выхода «Короля лира» на экраны картину отметили на Лондонском кинофестивале выдающихся фильмов. Спустя год кинолента взяла Главный приз на I Международном кинофестивале в Тегеране, а также «Себряную сирену» на Фестивале советских фильмов в Сорренто и «Серебряный Хьюго» на фестивале в Чикаго.
Режиссеру не суждено было подарить любителям кино ещё одну ленту. Григория Козинцева не стало спустя два года после выхода картины. Народного артиста СССР скосил инфаркт.
Он ушел из жизни 11 мая 1973 года и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Северной столице.