2638

От сказок до трагедий. Пять ярких кинообразов Олега Даля

Сюжет Спецпроект «КиноПитер»
Олег Даль Даль был чрезвычайно разборчив при выборе ролей.
Олег Даль Даль был чрезвычайно разборчив при выборе ролей. © / Кадр из фильма

«Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть», - так отзывался Эдвард Радзинский об Олеге Дале. 

Актер, который сам о себе говорил, что он не «народный, а инородный», скончался 3 марта 1981 года, не дожив трех месяцев до своего 40-летия. Его тело было найдено в гостиничном номере в Киеве, где он был в командировке. По одной из версий, у него во сне остановилось сердце, по другой – приступ был спровоцирован употреблением спиртных напитков.

Блестящий артист с непростым характером и болезненной тягой к алкоголю запомнился зрителям по десяткам ролей в театре и кино. SPB.AIF.RU вспоминает пять его ярких кинообразов.

«Женя, Женечка и «катюша», 1967

Ленту Владимира Мотыля, снятую на киностудии «Ленфильм», ждала непростая судьба. 

Фильм был признан «вредным», на него обрушилась лавина критики в СМИ, все это повлекло за собой для режиссера запрет на профессию. Картина шла бы только по клубам и небольшим кинотеатрам, если бы не моряки Балтийского и Северного флотов, которые написали множество положительных рецензий. Эти письма Владимир Мотыль отправил председателю Совета Министров СССР Косыгину, который фактически дал добро на выход в прокат. Официальная премьера состоялась в августе 1967 года. В итоге фильм посмотрели около 24 млн зрителей.

Фильм посмотрели около 24 млн зрителей.
Фильм посмотрели около 24 млн зрителей. Кадр из фильма

Владимир Мотыль сразу сделал «снайперский выбор на роль Колышкина» - пригласил на пробы Олега Даля. Но актер чуть не упустил шанс, дарованный ему судьбой. Дважды из-за проблем с алкоголем он сумел провалить слушания. Лишь с третей попытки ему удалось доказать - именно он достоин воплотить образ рядового, московского интеллигентного юноши, живущий в мире своих фантазий. Годы спустя он признается, что роль Колышкина стала для него «спасением», так как в тот период он переживал из-за отсутствия работы.

Однако, пагубная привычка актера мешала работе и над этой картиной. Как-то Олег Даль, позволивший себе выпить лишнего, нагрубил дежурной в гостинице, которая вызвала милицию. В итоге молодого «хулигана» задержали на 15 суток. Чтобы не замораживать рабочий процесс, Мотылю пришлось проявить чудеса дипломатии. Он договорился с начальником отделения, чтобы Олега доставляли на съёмочную площадку под конвоем, а вечером вновь забирали в отделение.

Стоит отметить, что некоторые съемки проходили в Ленинградской области – во Всеволожске.

Владимир Мотыль сразу сделал «снайперский выбор на роль Колышкина» - пригласил на пробы Олега Даля.
Владимир Мотыль сразу сделал «снайперский выбор на роль Колышкина» - пригласил на пробы Олега Даля. Кадр из фильма

«Хроника пикирующего бомбардировщика», 1967

В тот же год, что и «Женя, Женечка и «катюша», на экраны вышел другой фильм с участием Олега Даля. В картине «Хроника пикирующего бомбардировщика» актер исполнил роль Евгения Соболевского, стрелка-радиста экипажа Архипцева.

Зрителям запомнился момент, когда предприимчивый Женя готовит «ликёр Шасси», мастерски замешав малиновый сироп из лавки «Военторга» и жидкости из гидросистемы самолёта, которая изготавливалась с высоким содержанием этилового спирта для снижения температуры замерзания.  Однако, этот кадр повлек за собой непредвиденные последствия. Некоторые зрители, вдохновленные примером Соболевского, пытались сделать свой ликер, фильтруя тормозную жидкость через патрон противогаза. К сожалению, это приводило к трагическим последствиям. Дело в том, что спирто-глицериновая смесь, о которой шла речь в фильме, не может нанести такой вред здоровью, как крайне ядовитая тормозная жидкость.

Зрителям запомнился момент, когда предприимчивый Женя готовит «ликёр Шасси».
Зрителям запомнился момент, когда предприимчивый Женя готовит «ликёр Шасси». Кадр из фильма

«Старая, старая сказка», 1968

Музыкальный фильм, снятый Надеждой Кошеверовой по мотивам знаменитых сказок Ганса Христиана Андерсена, вышел на экраны в 1968 году.

В ленте снялись такие актеры как Олег Даль, Марина Неелова (для нее роль в этой картине стала дебютной), Владимир Этуш, Георгий Вицин и Вера Титова.  

Говоря о Дале, главная «сказочница» киностудии «Ленфильм» Надежда Кошеверова вспоминала: «Передо мной был актер яркой индивидуальности. Он с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии. Своеобразная, ни на кого не похожая манера двигаться, говорить, смотреть. Необычайно живой, подвижный».

Пригласить Олега на главную роль ей в свое время предложила второй режиссер Анна Тубеншляк. Несмотря на то, что Надежда Николаевна не была с ним лично знакома, она поверила в него, основываясь на его предыдущих ролях в кино.

Между ними сразу сложились добрые отношения. Впоследствии Олег Даль, всегда соглашавшийся сниматься в ее работах, ласково называл ее «Куросавочкой».

Олег Даль сыграл не последнюю роль при утверждении Марины Неёловой на главную женскую роль. По воспоминаниям участников съемочной группы, вначале он был не в восторге от третьекурсницы Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. «Берите кого угодно, только не эту»,  - сказал он, увидев ее во время кинопроб. Когда же члены художественного совета также стали критиковать ее, Даль изменил свое мнение.

В итоге за ее кандидатуру высказался он, Надежда Кошеверова и актер Георгий Штиль, сыгравший телохранителя принцессы. По воспоминаниям последнего, Надежда Николаевна заявила во время очередного заседания худсовета: «Либо играет Неёлова, либо я эту картину ставить не буду». Никто перечить ей не посмел.

Олег Даль сыграл непоследнюю роль при утверждении Марины Неёловой.
Олег Даль сыграл не последнюю роль при утверждении Марины Неёловой. Кадр из фильма

«Король Лир», 1970

Двухсерийный советский фильм «Король Лир», в основу которого легла пьеса Шекспира, стал последней работой режиссёра Григория Козинцева. Премьера картины состоялась  8 февраля 1971 года, спустя год кинолента взяла Главный приз на I Международном кинофестивале в Тегеране, а также «Серебряную сирену» на Фестивале советских фильмов в Сорренто и «Серебряный Хьюго» на фестивале в Чикаго. Также эту экранизацию отметили на Лондонском кинофестивале выдающихся фильмов. 

Главную роль в ленте исполнил эстонский артист Юрий Ярвет, назначение которого вызвало недовольство съемочной команды. Сам Ярвет также сперва не отнесся серьезно к предложению, приехав в Ленинград, больше желая приобрести дефицитные в то время апельсины для семьи. 

На роль шута Козинцев пригласил Олега Даля. Работать в тот период с ним было непросто. Годы спустя вдова Козинцева, Валентина Георгиевна, вспоминала тогда, что её супруг говорил: «Мне его жаль. Он – не жилец».

На роль шута Козинцев пригласил Олега Даля.
На роль шута Козинцев пригласил Олега Даля. Кадр из фильма

«Тень», 1971

Звездный состав «Старой, старой сказки» снялся в очередной работе Надежды Кошеверовой - в экранизации сказки Евгения Шварца «Тень».  В картине были задействованы Олег Даль, Марина Неелова, Владимир Этуш, Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Сергей Филиппов и Георгий Вицин. 

Олег Даль исполнил главную роль  - сыграл учёного по имени Кристиан-Теодор, от которого ушла тень, зажившая самостоятельной жизнью. В отличие от своего хозяина, тень была достаточно лживой, жестокой и изворотливой личностью. Тень, взявшая имя Теодор-Кристиан, даже смогла сделать карьеру, став начальником тайной канцелярии.

Всесоюзная премьера фильма состоялась 18 сентября 1972 года.

Звездный состав «Старой, старой сказки» снялся в экранизации сказки Евгения Шварца «Тень».
Звездный состав «Старой, старой сказки» снялся в экранизации сказки Евгения Шварца «Тень». Кадр из фильма

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах