За это время здесь было создано свыше полутора тысяч полнометражных игровых фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд российского кино. Как сегодня живёт «Ленфильм»? Об этом «АиФ» рассказал генеральный директор студии Эдуард Пичугин.
- Корнями история уходит ещё к Петроградскому кинокомитету, созданному в 1918-м. Тогда же вышла первая картина «Уплотнение», сценарий которой написал лично нарком просвещения Анатолий Луначарский. Своё нынешнее название студия получила в 1934-м, работала она и в годы войны. В 1960-1980-е сняли целый ряд фильмов, которые стали национальным достоянием, в том числе «Человек-амфибия», «Полосатый рейс» и другие.
Затем - непростые рыночные отношения, когда «Ленфильм», базирующийся в самом центре города, хотели растащить по кускам. К счастью, этот период преодолели. Удалось возродить студию, воссоздать её практически на руинах.
В 2015-м началась полная модернизация. Два года назад историческое здание на Каменноостровском посетил Владимир Путин, написав: «Поздравляю с новой жизнью «Ленфильма»! Сегодня наши планы - до пятнадцати картин и четыре сериала в год. Также реализуем свыше 200 различных проектов. Так, 25 октября запустили программу «Первые», в которой покажем работы отечественных первопроходцев. Посмотреть уникальные ленты начала XX века можно в киноцентре «Ленфильма» до конца года. Вход свободный, надо лишь зарегистрироваться.
Неизвестная война
- Несмотря на огромную эмоциональную силу кино, вы не раз говорили, что средств для его создания выделяется мало. С чем это связано, ведь речь идёт о «важнейшем из искусств»?
- Одна из причин - в этой сфере большая и жёсткая конкуренция. Выйти на крупные инвестиции сложно, в основном все масштабные замыслы формируются в Москве. Но мы научились работать и с малобюджетными лентами. И очень благодарны правительству Петербурга, которое планомерно поддерживает нас уже несколько лет. «Ленфильм» - федеральная структура, но его значение для города велико.
Сейчас приступили к производству трёх ярких, сильных картин, которые претендуют на высокие оценки. Первая, «Этаж» - сатирическая история расселения петербургской коммуналки. Жителям уже в первых кадрах вручают письмо: есть возможность получить отдельные квартиры, но или все выезжают, или никто. И начинается перетягивание каната…
Продолжаем сотрудничество с Алексеем Германом-младшим и Первым каналом - командой, создавшей «Довлатова». Новый проект, «Воздух», - рассказ о лётчицах, «ночных ведьмах», где переплетаются героизм, смерть, любовь. Почти закончена работа и над сценарием фильма «Оборванный дуэт» о жизни оперного певца в ГУЛаге. Это повесть о человеке, носителе культуры, который меняет пространство вокруг себя. Даже несмотря на страшные обстоятельства. Таких лент сегодня мало, а должно быть больше.
- В планах студии и батальная эпопея «Халхин-Гол». Знаю, что вы лично несколько лет готовили почву для этого фильма, а добро на его создание получили от двух президентов - России и Монголии…
- Сегодня историки практически единодушно считают, что битва на Халхин-Голе предопределила исход Второй мировой, повлияла на весь миропорядок. В 1939-м советские войска столь сокрушительно победили квантунскую армию, уничтожив за десять дней 55 тыс. агрессоров, что японцы в 1941-м отказались нападать на СССР, хотя Гитлер настойчиво этого требовал. Впоследствии все силы Япония бросила на атаку американского Перл-Харбора, что, в свою очередь, вынудило США вступить в войну и оказать нам союзническую помощь. Халхин-Гол стал началом и полководческой карьеры Георгия Жукова. Сюда в одну из первых командировок приехал военный корреспондент Константин Симонов, впоследствии написавший знаменитое «Жди меня».
К сожалению, эти важные факты незаслуженно забыты. Мы хотим показать реальный ход истории, рассказать, какой ценой далась победа. Собираемся сделать картину понятной для молодого поколения. Сейчас идёт подготовка, подбор актёров. Сценарист - Сергей Снежкин, работавший над «Сталинградом». Все съёмки будут проходить непосредственно на месте грандиозного сражения.
Где новые «звёзды»?
- Как вам кажется, смогут ли такие ленты конкурировать с западными?
- Я бы не стал сравнивать. Отечественный кинематограф всегда отличался от американского, как и аудитория, на которую рассчитаны картины. Наши зрители, например, намного больше читают, им нравятся ленты с сильной историей, заставляющие переживать, думать. За океаном же ориентированы в основном на комиксы, «попкорн», шпионские игры. Конечно, вложенные миллиарды «фабрики грёз» дают результат. Это интересно, красиво, захватывающе, но не более того. Возвращаться к такому сюжету, чтобы осмыслить жизнь, чему-то научиться, вряд ли станут. У нас же немало лент, которые заставляют людей выбрать профессию, совершить поступок. В этом направлении движется и современное кино, которое на протяжении последних пятнадцати лет неплохо развивается.
- Но впечатляющих результатов что-то не видно…
- Будут, если государство усилит поддержку отрасли. Сейчас, например, очень не хватает кинотеатров, их примерно в десять раз меньше положенного. Мне кажется, что надо изменить саму систему и относиться к этим учреждениям культуры как к социально значимым. Именно туда зритель приходит и голосует рублём, который затем вернётся в производство и позволит российским лентам конкурировать с Голливудом. Потенциал для этого есть.
В прошлом году мы поддержали дебют выпускницы ВГИКа Ксении Баскаковой - сегодня её картина «Птица» уже получила свыше 80 призов. Поэтому помогать нужно. Давно подсчитано - коэффициент успеха у зрителей 1:10. То есть чтобы появилось десять популярных картин, нужно создать примерно сотню. У нас же в год во всей стране выходит столько же лент, сколько в хорошие времена выдавал один «Ленфильм». А ведь необходимо не просто снимать, а открывать новые имена, давать талантливым ребятам работу, делать из них звёзд.
- «Ленфильм» много работает с молодыми. Вот и в дни культурного форума вы проводите международный смотр студенческих и дебютных работ.
- Фестиваль «Начало» состоится уже в 17-й раз, это знаковое событие. Приедут представители школ кинематографистов из Лос-Анджелеса, Европы. Стараемся каждый год запускать дебютантов, которые используют «Ленфильм» как трамплин для будущей работы. Также на нашей базе давно существует учебный центр, где можно повысить профессиональный уровень. Мы не боимся отдавать легендарную площадку молодым для творческих экспериментов. В том числе не имеющим специального образования. Один из примеров - режиссёр Андрей Кравчук. Он снял картины «Викинг», «Адмирал», но изначально учился на факультете прикладной математики. Теперь это прекрасный мастер, а точные науки помогают ему создавать захватывающие картины. Мне бы хотелось, чтобы сохранялась преемственность. Чтобы из нового поколения вышла кинематографическая элита будущего, а «Ленфильм» стал стартовой площадкой для молодых и способных, получивших возможность раскрыть свой талант.