Мастеру было суждено стать одним из известнейших художников своего времени. Непринцева, происходившего из дворянского рода, почитало советское руководство, а Сталин наградил его высшей премией СССР за картину о быте и единении народа в годы ВОВ.
SPB.AIF.RU вспомнил самые известные работы Юрия Непринцева, принесшие ему всесоюзную славу.
«Последняя минута»
Будущий художник родился в Тифлисе, где в школьные годы развивал свой природный дар к рисованию и поэзии. В 17 лет Непринцев поехал в Ленинград для поступления в Академию Художеств. Уже тогда в незнакомом ему городе, только что сбросившем столичную корону, начинались большие перемены. Попытки сразу поступить успехом не увенчались, поэтому будущий художник начал учиться у Василия Савинского, который дал ему основу будущего мастерства и методику работы над исторической картиной.
Лишь в 1934 году Непринцев поступил во Всероссийскую Академию художеств, хотя и сразу подлежал отчислению как представитель дворянского сословия. Однако за художника вступился покровитель – Исаак Бродский, в то время возглавивший Академию.
Чуть позднее живописец, успевший в проведенное в Ленинграде время поработать над портретами советских вождей, приступает к осуществлению давней идеи – воплощению образа поэта Александра Пушкина и героев его произведений. В 1935 году он проиллюстрировал «Пиковую даму». А после, заканчивая институт, в качестве дипломной работы Непринцев представляет картину «Пушкин в селе Михайловском», к настоящему моменту утерянную.
Однако незадолго до этого художник создал неожиданный образ поэта на полотне «Последняя минута». Здесь Пушкин предстает со смертельно бледным лицом, держа в руках пистолет, будто готовый принять смертельную рану.
В течение жизни «пушкинскую» тему мастер считал одной из самых главных в своем творчестве. До настоящего времени работы Непринцева, посвященные Пушкину, остаются малоисследованными и недостаточно высоко оцененными.
«Отдых после боя»
После поступления в аспирантуру Непринцев начинает заниматься преподаванием, изображать руководителей СССР, попутно принимая участие в конкурсе на лучший портрет Иосифа Сталина. Последней работой художника в области «советской иконописи» стал посмертный портрет вождя, который был выполнен художником в Колонном зале Дома Союзов в Москве.
В июне 1941 года Непринцев подал заявление о зачилении в добровольцы и попал в окопы под Ораниенбаумом. Также в первые дни войны художник вместе с архитектором Бенуа участвовал в маскировке одного из ленинградских заводов, а спустя некоторое время стал командиром взвода. Вместе с другими художниками он выпускал и сатирические плакаты, объединенные названием «Балтийский прожектор».
После демобилизации в 1946 году Непринцев вернулся в институт и стал членом Ленинградского Союза художников.
Спустя пять лет на осенней выставке Ленинградских художников он представил картину, которая сделала его знаменитым на долгие годы – «Отдых после боя». На полотне мастер показал различные индивидуальные типы советских солдат эпохи Отечественной войны. Генераллисимусу очень понравилась картина о быте и единении народа в годы войны и своей рукой вождь написал: «Непринцеву – премию I степени!». Впоследствии Сталин даже повесил ее у себя на даче, однако с его смертью изменилась и судьба художника, взгляд на творчество которого резко пересмотрели.
Сам мастер о замысле своей картины писал: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг – Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной…»
Полотно, прославившее художника, сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
«Хлеб»
После войны Юрий Непринцев напряженно работал. Было создано более 300 полотен. В 1960-х годах он выпустил серию офортов под общим названием «Ленинградцы». У блокадников они завоевали искреннюю любовь.
Сюда вошло 17 графических листов, связанных общей темой. В каждом из них зрители до сих пор ощущают время и драматизм событий блокадной поры, внутреннюю эмоциональную напряженность. Блокадники вспоминают холод, бомбежки и постоянно чувство голода.
«Трамвай уходит на фронт»
Одной из работ в рамках «Ленинградцев» стала картина «Трамвай уходит на фронт». На гравюре изображен мужчина, обернувшийся к провожающей его девушке. Он смотрит на нее, прощаясь, уже готовый уйти со строем бойцов на смерть.
«В конце ноября в балтийском полуэкипаже формировались маршевые роты, и я был включен в состав одной из них в качестве командира взвода. В пасмурное, уже по-зимнему холодное утро наша рота отправилась к месту своего назначения, в один из артиллерийских дивизионов на Неве. По темным, еще безлюдным, настороженным улицам трамваи доставили нас к Володарскому мосту. Девушка-кондуктор вышла из вагона проводить нас и долго смотрела вслед. Маленькая, энергичная фигурка, одиноко стоящая у трамвая, врезалась в память, как последнее впечатление от Ленинграда тех дней», - вспоминал Непринцев.
Художник ушел из жизни в возрасте 87 лет. Российской культуре Непринцеву удалось оставить неоценимое наследие не только в виде работ. За долгое время преподавания в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина он воспитал десятки известнейших художников.
В конце жизни нерелигиозный Непринцев поехал в Иерусалим и посетил христианские святыни, впервые прочитал Новый Завет. Тогда он решает написать картину «Шествие с Голгофы», однако работа осталась незаконченной. Непринцев умер, так и не успев дописать ее.
Живописца похоронили на Литераторских мостах Волкова кладбища в Петербурге.