На днях петербурженка Екатерина Мкчтырян обнаружила в купленной банке кабачковой икры три крупных куска стекла. Икра была приобретена в известном сетевом супермаркете. Насколько часто горожане сталкиваются с такими «находками» в продуктах? Как защитить свои права, и стоит ли судебная игра свеч?
Недетский творожок
Что касается данной банки икры, то здесь виноват, конечно, не магазин, а производитель. Хотя, насколько нам известно, администрация супермаркета пока не убрала всю партию этой икры с прилавков. Что касается производителя, весьма известной и солидной компании, то там случившееся комментируют скупо: мол, сами не понимаем, как так вышло.
На самом деле петербуржцы и жители Ленобласти находят посторонние предметы в продуктах питания довольно часто. Что только не попадается: зубы, волосы, камни, лезвия и даже презерватив в детском творожке. Причём использованный.
В прошлом году Лариса Л. приобрела в супермаркете 12 баночек пудинга и в четырёх из них обнаружила плесень и какой-то малопонятный предмет. При этом срок годности нарушен не был. Женщина это дело так не оставила, подала на производителя в суд, впрочем, он компенсировал Ларисе энную сумму в досудебном порядке. Зачастую дело всё же доходит до суда, но компенсации морального ущерба в подавляющем большинстве случаев не превышают 5 тысяч рублей.
Крысёнок в сухарях
Прецедентом могло стать дело «крысёнка в сухарях», которое рассматривалось в столице в 2006 году. Трое молодых людей купили к пиву пакет с сухариками и обнаружили там маленького дохлого крысёнка. Экспертиза показала, что зверёк «прошёл термическую обработку вместе с сырьём», то есть с хлебными заготовками, из которых готовят сухарики. Мужчины потребовали от производителя 50 млн рублей. Суд им отказал даже в рубле.
Самое жёсткое наказание получил рыбный завод в Приморье. Светлана Б. в консервах с названием «Килька в томате» обнаружила странное насекомое с панцирем на спине и множеством лапок. Экспертиза показала, что это... морской таракан. В итоге производитель по требованию Роспотребнадзора прекратил свою деятельность.
Юристы отмечают: российский закон о защите прав потребителей - самый прогрессивный в мире. По нему 99% покупателей иски выигрывают. Вот только компенсации - минимальны. Почему-то судьи «стесняются» взыскивать солидные суммы с крупных заводов-производителей.
В итоге те чувствуют свою безнаказанность. Оплата исков для них - капля в денежном море, а не серьёзное наказание. Правда, юристы отмечают, что есть и такое понятие как «потребительский экстремизм». Некоторые намеренно подкидывают в продукты посторонние предметы и судятся, судятся...
Мнение эксперта
Алексей Смирнов, юрист:
- Если вы обнаружили в продукте посторонний предмет, найдите чек, постарайтесь сфотографировать находку (можно на телефон), затем отнесите покупку в магазин, подготовив письменную претензию. У администратора нужно завизировать это заявление. Ну а дальше следует обратиться в Роспотребнадзор или в отдел по потребительскому рынку, который есть при каждой райадминистрации. После проверки специалистов и вынесения ими заключения можно уже обращаться в суд с иском. При этом если посторонний предмет в продукте, то же стекло, принёс вред
вашему здоровью, нужно предъявлять иск не только за моральный ущерб, но и физический. Он оценивается в разы дороже.