Деньги не вернули
Как сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, глава подземки подозревается в злоупотреблении полномочиями. Уголовное дело было возбуждено по материалам, поступившим из контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга (КСП).
Под статью Гарюгин попал из-за станции метро «Адмиралтейская», которую сдали ещё в конце 2011 года. Подземный вестибюль и наклонный ход станции строились за бюджетный счёт «Метростроем», а вот наземный вестибюль вместе с пятиэтажным торговым центром должен был возвести инвестор ЗАО «Советник» на собственные деньги. За что потом получал в аренду на длительный срок коммерческие площади в центре города и возможность «отбить» потраченные средства. Аудиторы выявили, что фундамент коммерческого здания был возведён «Метростроем» за бюджетный счёт, а инвестор эти деньги городской казне не компенсировал.
В результате бюджету Санкт-Петербурга был причинён ущерб на сумму в 466 миллионов рублей. Сейчас его возмещают за счёт личного имущества начальника подземки.
- Арестованы принадлежащие подозреваемому В. Гарюгину денежные средства в сумме более 31 млн рублей, крупные суммы в иностранной валюте, а также три земельных участка, жилой дом, автомобиль «Тойота Лэнд Крузер» и три сберегательных сертификата общей стоимостью 2,4 млн рублей, - говорит Владимир Маркин.
Обвинять - рано
Напомним, что в конце прошлого года КСП выявила нецелевое использование средств метрополитеном за 2011-2013 годы на общую сумму 9,23 млрд руб. - в связи с аналогичными инвестиционными проектами на пяти станциях петербургской подземки. Помимо «Адмиралтейской» здесь фигурируют «Обводный канал», «Бухарестская», «Международная» и «Звенигородская». Аудиторская проверка установила, что схема привлечения частных инвестиций для строительства наземных вестибюлей «реализовывалась с ущербом городу и нарушениями действующего законодательства». У инвесторов фактически появились собственные торгово-развлекательные комплексы, а бюджет города при этом получил незначительные суммы. Тогда, к слову, метрополитен подал на КСП в арбитражный суд, а глава метрополитена заявил, что никаких хищений не было.
Основной фигурант дела Владимир Гарюгин, уже 25 лет занимающий пост руководителя петербургского метро, продолжает сейчас исполнять свои обязанности. И в растрате бюджетных средств его обвинять пока рано. Контракт с инвестором ещё не закрыт, и стороны продолжают взаимозачёты. Есть данные, что за свайное поле инвестор перечислил дополнительно в казну 271 млн рублей, но уже после проверки КСП. Кроме того, документы на строительство подписывали сразу несколько высокопоставленных лиц.
- У меня большие претензии к метрополитену в части его финансовой прозрачности, - говорит Борис Вишневский, депутат петербургского парламента. - На мой взгляд, они недополучают денег от аренды, от рекламы. При этом их затраты растут вдвое быстрее, чем инфляция, и они постоянно требуют от города субсидии и повышения тарифов. Что касается «Адмиралтейской», то я материалов уголовного дела не видел. Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше - пока никого обвинять нельзя. Однако на моей памяти это первый случай, когда в связи с претензиями к деятельности организации арестовывается имущество её руководителя. Подобный шаг мне кажется странным.