Примерное время чтения: 8 минут
1339

Сергей Арбузов: почему Украина не может заплатить по долгам

В Киеве уверяют, что по сугубо политическим причинам. Но на самом деле, за воинственными заявлениями стоит простой и нелицеприятный для моей страны факт – у Украины нет денег. И, насколько я знаю, что этот факт вызывает у многих россиян искреннее недоумение. Почему страна, которая без проблем обсуживала государственный долг в 2013 году, в 2015 де-факто объявила дефолт по своим внешним коммерческим обязательствам, и вот-вот допустит дефолт по государственному долгу.

Ответ на поверхности – это последствия Майдана. Но Майдан, конечно же, сам по себе не мог обрушить экономику - он коснулся лишь нескольких центральных улиц в центре столицы. Однако, именно Майдан дал толчок веренице событий, после которых украинская экономика полетела в пропасть. И главное из этих событий – приход к власти правительства Арсения Яценюка.

Без вины виноватые?

Нынешняя власть в Киеве любит рассуждать о том, что предшественники оставили ей кучу проблемы, с которыми просто нельзя было справиться. Но на самом деле, именно действия новой власти создали проблемы, непосильные для страны.

Согласно методике МВФ, государственный долг считается в процентах к ВВП. Это очень показательный и независимый индикатор, который не позволяет изобретательным министрам финансов манипулировать значением госдолга, играя курсом национальной валюты. Так вот, на конец 2013 года долг Украины составлял 40% от ВВП. Но на начало 2015 года отношение государственного и гарантированного долга к ВВП составляло уже свыше 70%. За год долг вырос на 62%. Почему так полилось? Потому что свою руку к экономике приложили новая власть. Не только активно занимая деньги, но и спровоцировав девальвацию национальной валюты.

Это не политически мотивированное утверждение и даже не экспертная оценка. Об этом говорит последний отчет Счетной палаты, специального контрольного органа украинского парламента. В котором, напомню, «партии Майдана» имеют подавляющее большинство.

Так вот, согласно данным Счетной палаты, за последние 6 лет общий объем государственного и гарантированного государством долга вырос почти в 3,5 раза. Наибольший же его прирост (почти 916 млрд грн) произошел именно за последний период (на 516 млрд грн в 2014 году и почти 400 млрд грн за 8 мес. 2015 года). В результате, к концу 2015 года этот показатель может составлять 91,1% к ВВП. Понятно, что ни о каком обслуживании долга в таких условиях уже говорить не приходится. В бюджете просто нет таких денег. Почему же украинское правительство довело ситуацию до катастрофы? Ответ есть в том же документе.

Чем больше – тем лучше

Аудиторы Счетной палаты с удивлением обнаружили, что в сфере управления госдолгом царит полный бардак, а плановая сумма заимствований неоднократно увеличивалась «на ходу»

Так, в 2014 объем внешних заимствований в общий фонд бюджета был увеличен с 45,9 млрд до 92,4 млрд. А ожидаемая сумма внутренних заимствований с первоначально установленной 111,3 млрд грн выросла еще на 122,8 млрд грн.

Куда пошли деньги? Не на развитие страны – а на затыкание дыр. Например, Минфином были выпущены облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) для предоставления кредита Фонда гарантирования вкладов физических лиц на сумму 10,1 млрд грн, для капитализации АО «Ощадбанк» и АО «Укрэксимбанк» (всего 11.4 млрд грн), на возмещение НДС (6,9 млрд грн), на компенсацию разницы в тарифах для населения (11 млрд гривен).

В 2015 году плановая сумма заимствований только за январь – август выросла с 293,8 млрд до почти 397 млрд гривен.

«Планирование объемов заимствований и их изменение в 2014 и 2015 годах осуществлено Минфином с нарушениями нормативно-правовых актов Украины и при отсутствии детализации источников и обоснований, что приводило к необходимости осуществления неоднократных корректировок соответствующих бюджетных показателей. В результате, планируемый объем государственных заимствований в течение года от первоначально установленного законом о государственном бюджете был увеличен вдвое» - именно подобным образом долговую политику правительства описывает вполне лояльная к нему Счетная палата.

Кабмин так вошел во вкус, что займами решал все свои проблемы. В 2014 году было принято 16 решений о выпуске целевых ОВГЗ. За 8 месяцев 2015 года – еще еще 5 решений. Деньги тратились направо и налево. Так, в 2014 году были пополнены уставные капиталы НАК «Нафтогаз Украины», АО «Ощадбанк» и АО «Укрэксимбанк» в объеме 113,2 млрд грн. Кроме того, был проведен обмен ОВГЗ на векселя Фонда гарантирования вкладов физических лиц в сумме 10,1 млрд ривень. На это было потрачено 87 проц. объема целевых ОВГЗ. Средства же от размещения ОВГЗ на сумму 86,2 млрд грн были просто направлены на финансирование дефицита бюджета.

В 2015 праздник продолжается. За 8 месяцев этого года было размещено целевых ОВГЗ на общую сумму 53,5 млрд грн, из которых на пополнение уставных капиталов НАК «Нафтогаз Украины» и АО «Укргазбанк» пошло 33,5 млрд грн (или 44%). А выпуск ОВГЗ в обмен на векселя Фонда гарантирования вкладов физических лиц по сравнению с 2014 годом увеличился в два раза до 20 млрд гривен.

«При этом фактически отчетность об использовании полученных средств субъектами хозяйствования соответствующими правительственными решениями не предусмотрена», - отмечается в отчете Счетной палаты. Трать, как хочешь.

Кто платит за банкет?

Можно возразить, что финансирование дефицита бюджета и различных государственных программ за счет госзаймов – нормальная мировая практика. Однако, в данном случае подходит разве что практика Веймарской Германии с ее вошедшей в учебники гиперинфляцией. Потому что взаймы государство брало у самого себя – просто печатая необеспеченные деньги.

В 2014 году Национальный банк Украины был крупнейшим собственником ОВГЗ. Из общей суммы размещенных ОВГЗ в 227,5 млрд грн центробанк приобрел облигаций на 181,9 млрд грн в национальной валюте и еще на 14 млрд валютных бумаг в эквиваленте. Добавив сюда количество госбумаг, купленных госбанками, можно четко дать себе ответ на вопрос, почему национальная валюта в 2014 году девальвировала так сильно.

НБУ печатал пустые деньги для финансирования бездарного правительства. Смешно выглядят после этого жалобы чиновников новой власти на то, что госдолг вырос по независящим от правительства причинам - в результате девальвации. Причиной девальвации стали не фундаментальные проблемы национальной валюты, а их собственные действия.

«Лишние» деньги

С финансированием бюджетного дефицита понятно. Однако, оппоненты могут возразить, что страна занимала не только на проседание, но и на развитие. Об этом, действительно, тоже упоминается в отчете. Суммы здесь, правда, куда скромнее.

В 2014 году законом о бюджете для финансирования 20 проектов социального и экономического развития было определено привлечение 25 займов общим объемом 6,18 млрд грн. Однако, по состоянию на 31.12.2014 фактически было привлечено лишь 4,39 млрд гривен (71% от запланированного). При этом почти по половине бюджетных программ показатель использования средств не достиг и 50-ти процентов. В частности, на реформирование и развитие энергетического сектора при плане 585,4 млн грн было получено 289,7 млн, на реформирование государственной статистики при плане 59,7 млн получено 29,2 млн, для модернизации государственных финансов было запланировано 55,9 млн, а получено 1,5 млн).

Может, иностранные кредиторы не хотели давать деньги? Хотели. Просто правительству «реформаторов» они оказались не нужны – им лень было оформлять бумаги.

«Среди основных причин неполного использования средств займов - несоблюдение графиков выполнения работ, задержки с заключением контрактов» - отмечается в отчете Счетной палаты.

В этом году ситуация ничем не лучше. Правительство снова бьет рекорды по наращиванию долгов для финансирования дефицита бюджета, и все так же не нуждается в кредитах на модернизацию и развитие. Законом о бюджете 2015 года на финансирование проектов развития определено привлечение 30 займов общим объемом 14,2 млрд гривен. По состоянию на 01.10.2015 фактически привлечено 4 млрд грн или только 30 проц. от предусмотренного.

Как мне кажется, даже этих нескольких цифр из 40-страничного отчета уже вполне достаточно для того, чтобы понять, насколько профессионально и эффективно работает украинское правительство. И дать ответ на вопрос – почему у страны нет денег на выплату долгов.

Более того, по-хорошему, отчет Счетной палаты нужно передавать не народным депутатам, которым он изначально предназначался, а сразу в прокуратуру. Однако, поскольку Украина сейчас живет не по Уголовному кодексу, а по законам революционной целесообразности, правительство может расслабиться и дальше обвинять предшественников. Это ведь куда проще, чем заработать 3 миллиарда долларов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах