Примерное время чтения: 6 минут
966

Прощаются, но не уходят. Какие западные компании остались в России?

Кирилл Романов / АиФ

После начала военной спецоперации России на Украине огромное число западных компаний заявили о том, что они уходят из России.

Однако большая их часть через некоторое время скорректировала свою позицию, заявив, что на данный момент всего лишь «приостанавливают» свою деятельность. Это решение бизнесмены связывают с нарушенными цепочками доставки многих товаров и комплектующих, а также общей нестабильностью ситуации в экономике  - курс валют скачет, и не очень понятно, что и по каким ценам сейчас можно и нужно закупать.

Поэтому большинство крупных западных брендов поставили все экономические операции в России на паузу. Многие при этом (широко разрекламировав грядущий уход) еще и заработали на ажиотажном спросе. Типичным примером может служить IKEA, очереди в которую в  последние дни работы достигали километра, а также MacDonalds, за закрытием которого любители фаст-фуда следили каждый день, в режиме онлайн.

Что происходит сейчас с западными компаниями на российском рынке?

Прессинг в прессе

Эксперты посчитали – за минувшие 2 недели про свое намерение уйти с российского рынка заявили более 300 иностранных кампаний. На этом фоне французские бренды Леруа Мерлен и Ашан, пообещавшие сохранить присутствие в России, смотрелись как некое аномальное исключение.

Подобного прессинга заявлений российская экономика еще не знала. В ответ правительство РФ пригрозило возможной национализацией собственности на территории нашей страны тем западным компаниям, которые все-таки решат и в самом деле покинуть рынок.

То ли это напугало бренды, то ли всерьез мало кто и намеревался уходить, однако вскоре выяснилось – под уходом из России многие западные корпорации имели в виду приостановку в Россию экспорта-импорта. Выглядит на практике это так: корма для кошек Kitikat, которые производит компания Mars, ввозиться в Россию из-за пределов страны не будут – однако они фактически и не ввозились. А вот те корма, что производилось на территории России, продолжит выпускаться и поставляться в российские торговые сети. Их стоимость, вероятно, вырастет, в связи с инфляцией, но прекращения поставок не будет. И так – по всей продуктовой линейки Marsa, начиная от кормов и заканчивая шоколадками.

А это значит, кроме всего прочего, что занятые на производстве российские граждане сохранят свою работу. Устоят на рынке и поставщики, работающие с этими фабриками. Примерно также поступили Danon и Nestle. L'Oreal ограничилась закрытием магазинов. Heineken и Carlsberg решили остановить выпуск пива под одноименным брендов в России, не прекращая работу принадлежащих им российских пивных заводов.

Coca-Cola 8 марта объявила о приостановке работы в России. Но 10 марта, как сообщает Forbes,  сообщила, что продолжает деятельность, используя имеющиеся запасы брендов. PepsiCo приостановила выпуск газировки, но продолжит производить и продавать молочные изделия, соки и детское питание.  

Наиболее заметной для россиян оказалась закрытие магазинов одежды - от HM до UNIQLO, но все они специально оговариваются: пока решение временное, аренда не расторгается, персоналу продолжают платить зарплату.

У автопрома - проблемы

Впрочем, есть и те, у кого официальные заявления не так сильно разошлись с делом. Журнал Forbes составил список компаний с реальным производством в России, которые заявили о сокращении инвестиций и приостановке производств. Всего в список вошли 37 компаний. С ними связаны 134 производственных актива в России – различные заводы, фабрики, конвейерные производства и так далее. По данным экспертов, это примерно 8% от всего объема российской обрабатывающей промышленности. Цифра – значительная, но не катастрофическая.

Наиболее жесткая ситуация в автопроме. В Ленинградской области приостановили производство заводы Hyundai, MAN, Nissan и Toyota (с разными формулировками, от полного закрытия – до временных трудностей). Приостановлена работа и на заводах Volkswagen и Volvo в Калуге. А вот, к примеру компания Stellantis, которая владеет в Калуге заводом совместно с Mitsubishi, приостановила только экспорт и импорт машин. Решения принимались не только на фоне спецоперации и разрыва логистики – но и с учетом резко возросших цен на автомобили.

Однако в этой ситуации на руку локализованным в России автопроизводителям могут сыграть, как ни странно, новые санкции Евросоюза, который 15 марта запретил экспорт в Россию автомобилей дороже 30 тысяч евро (как и прочих предметов роскоши). И если состоятельные россияне могут себе позволить слетать в тот же Дубай за тем, чтобы устроить шопинг и прикупить люксовые бренды, то перевозка оттуда же нового автомобиля окажется поистине золотой.

Тут-то на выручку и могут прийти те самые европейские производители, которые сохранят свои заводы на территории России – ведь собранный в Калуге новый Volkswagen-Touareg не будет считаться импортированным. Но, конечно, для этого автобизнесу надо решить вопрос с поставками комплектующих.

Самые упертые

В итоге самыми последовательными оказались пока финские компании.

 «S-Group принял решение свернуть всю операционную деятельность в России в связи с недавними фундаментальными изменениями в бизнес-среде», — говорится в опубликованном тексте официального объявления. Компания управляет16 супермаркетами PRISMA и тремя отелями SOKOS в Петербурге. Общее число сотрудников составляло около 1 000 человек, и эти магазины в самом деле закрылись. 

Valio и Paulig (молочные и кофе) тоже свернули работу в стране. Компания Fazer сообщила, что также собирается уходить, но пока – прорабатывает возможные сценарии и не останавливает производство на своих хлебозаводах.

Очевидно, что несмотря на громкие заявления и (наверное) административное давление со стороны собственных правительств, крупные транснациональные кампании не хотят терять бизнес на территории России.

Окончательно свернули свою деятельность лишь те, кто и так балансировал на грани убыточности, остальные – пока держатся. Их дальнейшее поведение будет напрямую зависеть от эскалации или спада общей напряженности в мире.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах