Кризис в Греции уже в который раз продемонстрировал беспомощность существующих международных финансовых структур, неспособных оказать поддержку стране, терпящей бедствие. Международный валютный фонд допустил множество ошибок. План реформ, разработанный для Афин, не только не помог, но и усугубил ситуацию. Точно так же как до этого в Аргентине и в Украине ни МВФ, ни Мировой банк ничего не смогли поделать в кризисной ситуации.
Пришло время решать эту проблему. В этом убеждены ведущие экономисты России и стран-соседей, которые на этой неделе в Петербурге обсуждали перспективы развития мировой валютно-финансовой системы. Организаторами научной конференции выступили Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» – один из ведущих ныне в регионе научных центров, возглавляемый последним «домайданным» украинским премьером Сергеем Арбузовым, и Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
Именно беспомощность таких структур как МВФ влиять на политику ведущих государств и неоправданный диктат по отношению к странам периферии, стали теми причинами, которые вынудили экономистов ускорить поиск выхода из создавшейся ситуации.
Участники конференции напомнили, что и Греция, и Украина обязались в обмен на экономическую помощь провести масштабное сокращение госрасходов и реформировать экономику. Но чем больше они выполняли рекомендации МВФ, тем хуже становились дела. Греция превратила первичный дефицит бюджета в первичный профицит. Но сокращение государственных расходов было предсказуемо разрушительным: 25% безработицы, 22% падение ВВП с 2009 года. Точно также рецепты МВФ стали разрушительными для Украины, где по требованию фонда отпустили валютный курс, что привело к троекратной девальвации национальной валюты и обнищанию населения.
МВФ считает, что если урезать заработную плату, пенсии и повысить налоги, то это пойдет на пользу экономике. Однако, это ожидаемо лишь погружает страны в рецессию из-за уменьшения платежеспособного спроса и падения производства. Очевидно, что такие советы не нужны развивающимся странам, а устаревшие международные механизмы, такие как МВФ, нуждаются в реформах. Однако провести их не получается, поскольку те государства, которые такие институты контролируют, к реформам не готовы.
Сложившаяся структура управления МВФ и Всемирным банком отражает реалии полувековой давности. Самыми влиятельными в МВФ остаются США, у них более семнадцати процентов голосов, они могут блокировать любое решение. В то же время у Китая и России – менее трех процентов, хотя в совокупности их экономики превосходят американскую.
Россия неоднократно заявляла, что ее не устраивает схема формирования квот и распределения голосов среди членов МВФ. Аналогичные претензии к распределению голосов в фонде имеются у других крупнейших развивающихся экономик мира — Китая, Бразилии, Индии. Эти страны готовы увеличить размер взноса в МВФ и получить больше влияния на принятие решений. Но США блокируют любые реформы.
В результате в последние годы страны БРИКС вынуждены работать над созданием собственных механизмов, которые могут стать стать альтернативой таким неэффективным послевоенным структурам как МВФ и Мировой банк. Это Пул валютных резервов, который предполагает оказание странами — членами БРИКС взаимной финансовой поддержки, в том числе путем оперативного предоставления ликвидности нуждающейся стране другими участниками. А также Новый банк развития с капиталом $100 млрд. Он будет готов финансировать проекты, в основном инфраструктурные, в том числе и за пределами БРИКС.
БРИКС уже показал миру, что нынешней системе есть альтернатива, как в сфере финансов, так и в сфере развития международных институтов. Однако, здесь готовы не только создавать альтернативу традиционным инструментам, но и, что более важно, предлагать новые механизмы. В этой связи особого внимания заслуживает предложение, выдвинутое главой Ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» Сергеем Арбузовым.
Сергей Арбузов предлагает в дополнение к расчету международных резервов в соответствии с методикой МВФ, формировать и рассчитывать резервы за счет фондов высоколиквидной товарной продукции, которую страна может добывать или производить и поставлять на экспорт - золото, газ, нефть, зерновые, любые другие ликвидные товары. Это настоящая новация в международной экономике, уже оцененная по достоинству ведущими экономистами развивающихся стран, которая фактически превратит ликвидные товары в полноценные деньги, избавив развивающиеся страны от диктата финансовых центров.
Более того, если это предложение будет принято странами БРИКС, оно даст возможность существенно увеличить размеры ресурсов Пула валютных резервов, поскольку часть вкладов государств-участников может быть представлена ликвидными товарами, не входящими в состав международных резервов в соответствии с нынешней методикой МВФ. При этом внесение соответствующих изменений возможно на основании простого решения Совета управляющих Пула, одобренного в соответствии с установленными внутригосударственными процедурами. Это существенно увеличит стабильность экономик стран БРИКС и даст им возможность оказывать эффективную помощь таким государствам как Греция или Украина.
Темы, которые в последнее время поднимаются учеными, политиками, лидерами государств, говорят о том, что мы присутствуем при рождении совершенно новой мировой финансово-валютной системы. Страны БРИКС серьезно нацелены на перебалансировку в области принятия решений в мире. При этом важно то, что страны, инициировавшие изменения, демонстрируют готовность к поиску компромиссов. А, значит, впервые за целые десятилетия появился реальный шанс приблизить международную валютно-финансовую систему к интересам всех. И этот шанс нельзя упустить. Это много раз подчеркивали в Петербурге.