Чем занимаются наследники Шерлока Холмса, корреспонденту «АиФ-Петербург» поведал руководитель одного частного детективного бюро Сергей Иголкин.
Слежка за нянями и мужьями
— Существует ли среднестатистический портрет человека, который обращается за помощью к частным сыщикам?
— Услуги детектива — удовольствие из разряда недешевых, и позволить его себе в большинстве случаев могут люди состоявшиеся, с достатком выше среднего. В основном обращается народ в возрасте от 30 до 60 лет. В процентном соотношении на каждых 60 мужчин приходится 40 женщин.
— Какими расследованиями вы занимаетесь?
— Самыми разными. Разыскиваем пропавших родственников и должников, собираем информацию об интересующем объекте, устанавливаем за человеком скрытое наблюдение, выявляем и подтверждаем факты супружеской неверности и так далее.
— С точки зрения этики и закона допустимо ли вмешиваться в личную жизнь людей, устанавливая в спальнях и офисах подслушивающие «жучки» и скрытые камеры, вести на улице за человеком слежку?
— Допустимо при условии, что на это согласна одна из сторон, обратившаяся к нам за помощью. Нам безразлично мнение няни, если родители просят установить в доме камеру слежения, чтобы удостовериться, не бьет ли она ребенка и не совершает ли над ним акты растления. Не интересуют возражения одного из супругов, если другой соглашается на прослушку телефонов дабы уличить свою половину в неверности. Другое дело, что нельзя устанавливать скрытое видеонаблюдение в саунах и иных общественных местах, а также в квартирах третьей стороны, где проходят свидания.
— Может ли обычный человек заметить за собой «хвост»?
— При условии, когда слежку ведет сыщик-самоучка. Засечь профессионала на 99% маловероятно. Правда, бывают исключения по вине самого заказчика. В практике бюро был случай, когда клиентка захотела поймать мужа с поличным на измене. Наняла детектива, а через день закатила благоверному истерику и во всем призналась. В результате объект был сильно встревожен, стал предпринимать контрнаблюдение. И нам пришлось периодически убирать слежку, работать более ювелирно.
— Возникают ли у детективов сложности, когда наблюдаемый человек из жертвы превращается в охотника, начиная предпринимать ответные действия?
— Безусловно, особенно если он человек непростой. Например, просит жена уличить мужа в романе на стороне. А тот является авторитетным бизнесменом или влиятельным политиком. И передвигается с кортежем и охраной, у самого есть собственная служба безопасности, где работают профессионалы. Тут начинается борьба умов и технических возможностей. И если мы понимаем, что дело не по зубам, то честно в этом признаемся доверителю. Ведь частные детективы не всемогущи, как Агент 007.
— А не противно ли ковыряться в чужом грязном белье?
— Согласен, что с позиции морали и нравственно-этических ценностей это не есть хорошо. Даже если открываем человеку глаза и пресекаем порок на корню. Но поверьте, в большинстве случаев заявитель сам для себя внутренне все решил и нуждается лишь в подтверждениях обоснованности претензий, в вещественных доказательствах для будущего бракоразводного процесса.
Концы — в воду
— В прайсе услуг агентства существует ли такая, как создание алиби?
— Нет, но мы можем проверить — действительно ли муж был на охоте и подстрелил утку, а не кувыркался в чужой постели на выходных, а потом купил дичь в магазине. К нам часто обращаются с вопросами, как быть в пикантной ситуации. Однажды пришла за советом жена известного топ-менеджера, у которой адюльтер с молодым любовником, годящимся ей в сыновья. В слезах умоляла помочь, ибо «ревнивый рогоносец ее подозревает» и хочет проверить на детекторе лжи.
— В повседневной работе часто сталкиваетесь с криминалом?
— Разумеется. В прошлом году обратились родители девушки, которая из Молдавии приехала в Питер поступать в вуз и без вести пропала. Мы нашли ее в одном подпольном борделе. Бандиты отобрали у девочки документы, обманом вовлекли в сети проституции, посадили на наркотики и т.д. Еще относительно свежий пример, когда родственники попросили разыскать бизнесмена с Украины, который приехал в Питер закупить крупную партию медикаментов и пропал с концами. В результате узнали, что преступные компаньоны убили его на даче, тело расчленили и утопили в пруду, а деньги присвоили.
— Помимо физических лиц, вы, наверное, оказываете услуги и юридическим?
— Безусловно. К нам часто звонят руководители крупных компаний, которые хотят проверить офисы и служебные авто на предмет обнаружения звукозаписывающих устройств. Мы разыскиваем пропавшие активы и другое имущество. Также проверяем «на вшивость» новых сотрудников и деловых партнеров. Так, пару лет назад в одну корпорацию, специализирующуюся в сфере недвижимости, мы внедрили нашего агента в качестве подсадной утки, который смог поймать за руку недобросовестных работников.
— Существует ли у частных детективов профессиональная этика, неписаный кодекс чести?
— Мы стараемся работать в рамках правового поля действующего законодательства. Как для священника тайна исповеди, для нас святая святых имена заказчиков и полученная информация. При этом не беремся за заведомо невыполнимые дела, отсеиваем тех просителей, задания которых кажутся некорректными, а поведение подозрительным. Одно дело, когда влюбленный юноша хочет узнать больше о предмете своей страсти, другое, если озабоченный маньяк задумал преступление.