«Пятый канал» не зря называют главным петербургским телеканалом. И дело здесь не только в рейтингах и оценках аудитории, которые подтверждают неоспоримое лидерство «Пятерки» в городе. За последние несколько лет «Пятый канал» буквально восстал из пепла, вернув на экраны лучшие традиции петербургского телевидения.
В постперестроечные годы петербургское телевидение преследовали неудачи. Указом Бориса Ельцина у телеканала отобрали федеральные частоты, отдав их «Культуре». Почти десять лет ТРК «Петербург» вещала только на свой родной город. Это не могло не сказаться на общем качестве канала. Ушли многие интересные ведущие, закрылись любимые всей страной программы, прекратились дискуссии на злободневные темы.
В яковлевскую эпоху петербургское телевидение превратилось в рупор городской администрации, которая при этом не оказывала каналу практически никакой поддержки.
Возрождение
В 2003 году после прихода нового руководства во главе с Мариной Фокиной телеканал стал развиваться сумасшедшими темпами. Был произведен полный ребрендинг, запущена новая сетка вещания, закуплено современное оборудование, наняты молодые и талантливые сотрудники. Грамотный менеджмент дал ощутимые результаты: в первый же год работы в новом формате доля канала на рекламном рынке увеличилась в 4,5 раза. Рекламодатели оценили нововведения и стали намного охотнее размещать на «Пятом» свою рекламу.
Изменения сразу же заметили телезрители, которые, по данным социологических исследований 2005 года, выделили «Пятерку» среди других петербургских каналов. «Пятый канал» оказался самым известным в городе, при этом большинство опрошенных назвали его лучшим городским телеканалом. Более 36% горожан в возрасте старше 18 лет заявили о том, что ежедневно смотрят «Пятый канал» хотя бы полчаса. По этому показателю питерское телевидение уступило только федеральным грандам — «Первому каналу», РТР и НТВ. Примечательно, что таких успехов новому менеджменту удалось достичь всего за год работы.
Весомый вклад в успех возрожденного «Пятого канала» сделали уникальные телевизионные проекты. В эфир была выпущена программа «Диалог с городом», в ходе которой губернатор Валентина Матвиенко отвечала на вопросы петербуржцев и прямо в эфире раздавала указания своми подчиненным. Именно на «Пятом канале» чиновник уровня губернатора впервые вступил в прямой диалог с простыми горожанами. Любой петербуржец мог прийти в общественную приемную и перед камерой задать свой наболевший вопрос. Жилье, транспорт, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство — ни одна актуальная проблема города не оставалась без внимания губернатора. Журналисты «Пятого» в свою очередь проводили по жалобам петербуржцев собственные расследования и представляли их результаты Валентине Матвиенко.
Не менее значимым и резонансным проектом стала программа «Настоящий герой», которая с 2004 года стала выходить ежегодно. Для «Пятого канала» эта программа, рассказывающая о простых людях, совершивших подвиги, стала самым рейтинговым проектом. В 2005 году ее посмотрели около 20% взрослых. Аудитория этого проекта оказалась даже больше, чем у таких популярных программ, как фестиваль юмора «Умора-2005», «Что? Где? Когда?» и «Кривое зеркало».
Прорыв
Но самым значимым достижением «Пятого канала» под руковод.ством Марины Фокиной стал выход на федеральный уровень. После многих лет застоя каналу удалось выиграть конкурс на право вещания более чем в 40 регионах России. С «Пятеркой» за частоты боролись сильные соперники — телеканал «Домашний», входящий в холдинг СТС-медиа, Ren TV, «Звезда», Национальный телевещательный синдикат и другие. Несмотря на жесткую конкуренцию, концепция, предложенная «Пятым каналом», показалась членам комиссии наиболее интересной и перспективной.
Всего за год работы на федеральном уровне «Пятому каналу» удалось завоевать прочные позиции в регионах. Общая доля канала на федеральном уровне, по данным Gallup, составляет 1,1%. Для дебютанта на российском телевизионном рынке это является поразительным успехом. Другие каналы шли к таким показателям долгие годы. Например, СТС, работающий на рынке уже давно, имеет долю в районе 2%. Во многих городах, кстати, «Пятому каналу» уже удалось преодолеть двухпроцентный барьер — в Ставрополе его доля составляет 2,01%, в Перми — 2,04%, а в Кемерове — 2,22%.
Всех этих успехов «Пятерке» удалось добиться под руководством команды профессиональных менеджеров во главе с Мариной Фокиной. Ее уход стал для всех неприятной неожиданностью. Несомненно, для «Пятого канала» это серьезная потеря, которую трудно будет восполнить. Остается только надеяться на то, что новое руководство сумеет выдержать заданный темп и продолжит интенсивное развитие петербургского телевидения.