На 3 октября в городском суде намечено повторное рассмотрение дела о «цензе оседлости». С особой надеждой ждут результатов ветераны: от этого решения во многом зависит, получат, наконец, они благоустроенное жильё или нет.
Накануне 65-летия Победы в Петербурге более семи тысяч участников войны, вставших на очередь в указанный законом срок, получили отдельные квартиры. Руководство города отрапортовало о выполнении указа президента в полном объёме.
Спекуляция?
Однако в тесноте и обиде остались сотни защитников, которые не попали в категорию счастливцев по закону. Среди них - 84-летний ветеран Василий Курятников, приехавший в Петербург в 2007-м после смерти жены. Пенсионер вынужден жить в 11-метровой комнате бывшего общежития вместе с сыном, его женой и двумя маленькими детьми. Он-то, вместе с братьями по оружию, и подал иск против «ценза оседлости». Дело в том, что в городе действует норма, по которой на очередь ставят лишь проживших в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.
- Я не понимаю, почему человек, который защищал Родину - один на Кавказе, другой где-то под Мурманском, - должен быть привязан к прописке, - с горечью говорит писатель-фронтовик Даниил Гранин. - Думаю, «ценз оседлости» - это абсолютно аморально и противоречит совести.
Нашлись и противники снятия запретов. По их мнению, некоторые ветераны спекулируют на «квартирном вопросе» и приехали в Петербург, только чтобы получить метры для детей и внуков. При этом сами коренные ленинградцы десятилетиями ютятся в страшных коммуналках, стоят в очереди и неизвестно, когда дождутся крыши над головой. Справедливости ради надо сказать, что пожилые люди почему-то не хотят ехать в социальные дома, где созданы хорошие бытовые условия, но квартиру нельзя продать или обменять. Речь идёт именно о жилье, которое можно оформить в собственность.
В начале сентября фронтовики с письмом обратились уже к новому губернатору Георгию Полтавченко. «Пожалуйста, отмените как можно быстрее ценз оседлости, пока мы ещё не все померли», - просят они. Да и сам градоначальник на встрече с Владимиром Путиным выразил искреннее желание помочь тем, кто приближал Победу. Правда, одному городу с такой нагрузкой не справиться.
- Петербургским властям необходимо обратиться в Государственную Думу РФ и предложить рассмотреть при принятии бюджета на 2012 год меры по обеспечению ветеранов квартирами, - заявил спикер городского Законодательного собрания Владимир Тюльпанов. - В противном случае нам придётся платить за ветеранское жильё из своего бюджета. Это может повлечь приезд ветеранов из других регионов. Тогда город не сможет решить жилищную проблему, и интересы других очередников будут ущемлены.
Медвежий угол
Между тем не все ветераны, получившие квартиры, рады такой удаче. «АиФ-Петербург» уже писал о защитниках Родины, заселившихся в новые дома на Мебельной улице. Два года назад в микрорайоне не было ни магазинов, ни аптек, ни общественного транспорта. Старики оказались отрезанными от цивилизации. После публикации в нашей газете показалось, что чиновники услышали о бедах ветеранов - в районе появилась автолавка, Комитет по транспорту пустил туда автобусный маршрут № 166.
Прошло два года. На днях мы снова побывали на Мебельной улице - посмотреть, что изменилось. Оказалось, магазинов и аптек в микрорайоне по-прежнему нет, да и автолавка исчезла. Ветераны, многие из которых ещё и инвалиды, добираются до ближайшего продуктового на коммерческой маршрутке. За 60 рублей.
В поликлинику попасть можно или пешком, или на такси.
Жительница блокадного Ленинграда Мария Ивановна рассказывает:
- Мы обращались в районные власти: «Постройте нам магазин, хотя бы маленький». В ответ - одни отписки. С аптеками беда. А ведь нам, пожилым людям, без них вообще никак. Хорошо, у меня есть родственники, привозят лекарства. Теперь вот готовим письмо Медведеву, может, после этого наши чиновники зашевелятся...
В администрации Приморского района оправдываются: ветеранов посещают врачи из 121-й поликлиники, а также соцработники, которые приносят продукты. Ведётся выездная торговля. Однако старики сетуют, что торгуют редко, а выбор продуктов крайне ограничен.
Справедливости ради надо отметить, что в микрорайоне есть детский сад. Школы. Паркинг. Что очень хорошо. Но старикам от этого не легче.