Исполнился год работы Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области Михаила Козьминых. Занимая эту должность, омбудсмен принял присягу. «Клянусь защищать права и свободу человека»... Что же удалось сделать?
- Наши люди на удивление послушны и терпеливы, - говорит правозащитник. - Им не платят зарплату, а они работают, не возмущаются. Никуда не жалуются, не пытаются себя защитить. Мы провели ряд «горячих линий» и, странное дело, некоторые из звонивших не хотели называть своё имя. Хотя понимали: для того чтобы им реально помочь, надо официально зафиксировать обращение. Один из последних примеров безмолвия - колоссальные очереди в Регистрационную палату Всеволожского района. Однако ни одного заявления нет.
Учим жаловаться
- "АиФ-Петербург": Как же разбудить народ?
- Одна из форм деятельности уполномоченного - научить жаловаться правильно, обращаться в нужную инстанцию. Как чиновника приструнить, чтобы он не ограничился расплывчатым ответом. Потому что бабушка из деревни нередко по поводу грязного подъезда или квартиры без ремонта пишет президенту. А надо в муниципальные органы - это же ответственность местной власти. Ну а если там не помогут, можно и президенту. Но не забывая, что есть прокуратура, другие контролёры - в том числе, уполномоченный по правам человека.
- "АиФ-Петербург": Кто же подскажет бабушке, как надо действовать?
- Сейчас расширяется сеть организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь. К сожалению, люди идут плохо. Да и адвокаты боятся сложных процедур оформления оплаты и сбора справок, поэтому в 2010 году остались неистраченными два миллиона рублей, выделенных на эти цели. Хотя законом предусмотрены как минимум четыре категории граждан, которые вправе получить такую поддержку.
Чтобы устранить эти пробелы, собираемся ввести по региону единый социальный номер и организовать передвижную юридическую лабораторию. Она будет ездить по дальним территориям. То есть не жители пойдут к нам, а мы - к ним.
Скорая социальная…
- "АиФ-Петербург": Во Всеволожском районе, который уже вспоминали, долгие годы работал призывной пункт. Не здание, а коробка, старое, без туалетов. Знаю, что люди неоднократно возмущались таким отношением к защитникам Родины.
- Мы его закрыли. Приехали туда вместе с военным командованием, и они сами увидели, в каких условиях парни проходят медкомиссию. Зрение у будущих солдат проверяли едва не в кладовке. Ногу, чтобы невропатолог оценил реакцию, приходилось выставлять из кабинета в коридор - такая была теснота. В октябре прошлого года в микрорайоне Южный открылся новый призывной пункт, отвечающий всем современным стандартам.
- "АиФ-Петербург": Получается, вы вроде скорой социальной помощи.
- Иногда действительно нужен просто толчок, посредник между народом и государством. На Подпорожском металлическом заводе более чем на два месяца задерживали заработную плату, не было столовой. После наших запросов зарплату выплатили за несколько дней. В Лодейном Поле поликлиника ютилась в ветхом здании. После переговоров с администрацией в областном бюджете на 2011 год выделены средства на первый цикл строительства поликлинического комплекса.
В Шлиссельбурге в одном из жилых кварталов остановили двойные продажи квартир. По остальным вопросам идут суды, и мы оказываем юридическую помощь дольщикам.
В тисках многоэтажек
- "АиФ-Петербург": Много шума наделала история с деревней Новое Девяткино, граничащей с мегаполисом. В результате хаотичной застройки старые домики оказались зажаты между оживлённым шоссе и высотками.
- При этом обещанные застройщиками и местным руководством коммунальные блага жителям так и не пришли. Трубы подачи тепла, газа проложены в нескольких метрах от их жилья, но к ним в дом не попали. Абсурд, но в сложившейся ситуации обвиняют самих старожилов, мол, не захотели воспользоваться цивилизацией. Очевидно, надо разбираться, на каких условиях предлагалось подключение, если люди отказались облегчить себя жизнь. Сегодня, соседствуя с многоэтажками, они топят дома дровами и пользуются удобствами на улице. Вдобавок машины «скорой помощи», милиции и спецтранса теперь не могут проехать к спрессованным в тисках домикам. Но это недопустимо! Любые градостроительные изменения не должны отрицательно влиять на жизнь людей. Власть обязана установить баланс между интересами бизнеса и потребностями местного населения. Причём приоритет в подобных решениях должен быть на стороне обитателей «хижин».
- "АиФ-Петербург": Среди ваших подопечных - и печально известная различными ЧП военная часть в Каменке.
- Там я бываю часто. Мы доверяем армии своих детей и поэтому должны с неё спрашивать строго. Считаю, инцидентов было бы значительно меньше, если бы ребята шли служить не с 18, как сейчас, а с 21 года. В этом возрасте более устойчивая психика.
Я - полностью «за» профессиональную армию, когда людям достойно платят за проделанную работу.
Возможно применение и так называемого «отцовского» капитала - материальной компенсации за службу ребят по призыву. Эти средства можно вложить в погашение кредита, покупку квартиры. Если человек семейный - переводить жене и ребёнку. Эти предложения мы внесли в Законодательное собрание.
- "АиФ-Петербург": Говорят, собираетесь читать лекции о праве в воскресной школе?
- Об этом мы договорились с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Я часто посещаю учебные заведения, веду диалог с молодёжью. У 17-18-летних много правовых вопросов, поэтому мы подготовили для них карманный справочник по насущным проблемам. О том, что надо знать, когда идёшь в армию, на работу, учишься, женишься.
Да и в целом важно рассказывать, что вокруг происходит. Неправда, что люди равнодушны. Большинство хотят участвовать в жизни своей деревни, района, готовы помогать, но им важно, чтобы их услышали, чтобы с ними советовались. Тогда и нарушений прав будет гораздо меньше.