Примерное время чтения: 5 минут
118

Газеты с Мойки 32. SPB.AIF.RU побывал в гостях у Музея печати

Наталья Буторина, ведущий специалист Музея печати, провела для нас специальную экскурсию. Она рассказала об истории дома на мойке 32, в котором расположен музей.

Дом был построен в 18 веке. В музее представлены макеты, воссоздающие вид здания со времени, когда оно был построено, и до сегодняшнего дня. К сожалению, точных сведений о внешнем облике дома на Мойке 32 не сохранилось. Работники музея воссоздали приблизительные образ здания, которое могло бы находиться по этому адресу.

Сейчас здание выглядит почти так же, как в начале 20 века. Для того, чтобы попасть в другую часть музея, необходимо пройти через обычную городскую парадную. 100 лет назад этот дом был доходным, и сейчас в нем живут люди, только у каждого своя собственная квартира.

Именно в начале 20 века в доме располагался целый издательский комплекс, которому посвящена основная экспозиция. Он состоял из книжного магазина, через который и сейчас необходимо пройти перед тем, как попасть в музей. В него входила редакция, расположенная в жилом доме и позже пристроенная к зданию типография. В типографии издавалась газета «Русь», принадлежавшая известному, как бы сейчас сказали, «медиа-магнату» Алексею Алексеевичу Суворину. В 1910 году печаталась газета «Сельский вестник». После февральской революции в течение четырех месяцев здесь квартировалась газета «Правда». А вплоть до 1984 года дом был полностью жилым, в здании типографии располагались различные производственные цеха. Известно, например, что там изготовляли нитки, вещи из пуха и пера - то, что совсем не относится к газетному делу.

Несмотря на это, общий вид типографии за век почти не изменился. Посетители музея могут идти по тому же финскому половому покрытию, что и наборщики сто лет назад, увидеть те же чугунные столбы и рисунок оконных рам. В связи с тем, что музею принадлежит только второй этаж, полностью показать, как проходил набор, печать и фальцевание, невозможно. Для того, чтобы продемонстрировать посетителям как проходили эти процессы, работниками музея был создан специальный макет. На втором этаже располагался наборный цех, кабинет корректора и наборщика, на первом – печатный цех. Отпечатанную внизу продукцию поднимали на третий этаж, где располагался переплетно-брошюровочный отдел.

Наталья Буторина убеждена, что музей – изюминка, ему нет подобных. К тому же, он может быть полезен как людям, интересующимся историей города и журналистики, так и студентам, желающим наглядно увидеть этапы создания газеты. Как признаются сами посетители, выставка действительно помогает им закрепить теорию, понять, что такое типография.

В музее располагаются две редакционные комнаты, воссоздающие обстановку редакции начала 20 века. Они воссозданы по фотографиям и воспоминаниям и в полной мере отражают рабочий вид конторы. Даже рисунок на обоях такой же, как сто лет назад.

Часть музея рассказывает об истории доходного дома. Работниками был создан образ нескольких комнат, расположенных на втором этаже, в которых мог бы проживать коллекционер музыкальных инструментов. В качестве экспонатов можно увидеть граммофон, домашний орган, музыкальную шкатулку в виде клетки с соловьем. У нее есть маленький секрет – соловей поет, только если опустить монетку в специальную прорезь.

Два этажа в доме занимала редакция, остальные комнаты сдавались. От этажа и расположения комнаты зависела ее цена. В музее представлен макет доходного дома в разрезе. Мы можем увидеть, что подвальные этажи занимали дворники и бедняки. Первый сдавался, как правило, промышленным конторам, на элитном втором жил или сам владелец или богатый человек, способный позволить себе тратить большие деньги на жилье. В комнатах третьего селились промышленники и ремесленники, выше - разночинцы и люди среднего достатка. На чердаке и в комнатах для сушки белья сдавались углы и койки для самых бедных. Интересно, что иногда можно было снять даже полкровати: жильцы договаривались, что один спит на ней днем, а второй – ночью.

За довольно продолжительную жизнь доходный дом выдержал не одного владельца. Сосчитать, сколько же квартиросъемщиков занимало комнаты в нем, практически невозможно. В 18-19 веках жители Петербурга меняли квартиры очень часто. Вспоминать поименно каждого нельзя. Но об одном владельце доходного дома не упомянуть невозможно. В середине-конце 19 века домом на Мойке 32 владел фотограф Сергей Львович Левицкий. На Волынском переулке располагалось его фотоателье. Мастерская Левицкого не сохранилась до сегодняшнего дня, но в память о ней в Музее печати создан уголок фотографа. В нем представлена техника и мебель середины 19 века.

В музее пересекаются два направления - производственное, представленное экспонатами, относящимися к типографскому делу, и историческое – история доходного дома. Их пересечение помогает окунуться в историю и понять, в чем особенность дома на Мойке 32.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах