Он десятки раз побывал на северной макушке Земли, спас наглухо вмёрзший в лёд корабль «Михаил Сомов», первым спустился на дно Северного Ледовитого океана и установил там титановый флаг России. А недавно на станции «Восток» взял пробы воды из озера, законсервированного миллионы лет назад!
Его имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса, как первого в мире человека, побывавшего в течение шести месяцев на Южном и Северном полюсах.
Чилингаров всё время в пути, но постоянно возвращается в родной город.
В марте-апреле, например, открывал международный экологический форум, посвящённый Петербургу - морской столице России, участвовал в заседании Русского географического общества. Руководит Полярной академией.
- Несмотря на южные корни, я - питерский, здесь родился. Скоро День Победы, а я знаю, что такое война. Одна из самых дорогих реликвий в нашей семье - знак «Жителю блокадного Ленинграда». Мне было четыре года, когда маму эвакуировали.
У неё отнялись ноги, и она еле держалась. А мы с бабушкой и сестрой остались. От бомбёжек прятались в подвале. Бабушка Софья Сергеевна не выпускала из рук икону. Ели олифу вместо масла и студень из столярного клея. Он казался сладким… Уже в последний момент нас вывезли на барже по Ладоге и отправили в Усть-Каменогорск. Когда вернулись, рос, как все. Дрался, учился, оружие в Стрельне вместе с мальчишками выкапывали прямо из огородов. Помню, винтовку нашли и два пистолета. Тут же во дворе создали штаб и я, хоть все штаны светились заплатками, сам себя назначил полковником. Уже тогда тянуло на подвиги.
О героях не знают
- "АиФ-Петербург": Как же получилось, что жизнь связали с Арктикой, полюсом?
- Почти случайно. Надо было куда-то поступать и здесь выяснилось, что форму и бесплатный обед можно получить в одном месте - «Макаровке» (Государственная морская академия им. адмирала О. С. Макарова. - Ред.). Вот и пошёл туда на арктический факультет. Учился на океанолога, распределение получил в Якутию, в Тикси, где морозы ниже 40 градусов - норма. Работал также слесарем-монтажником на Балтийском заводе, «мэнээсом» в Институте Арктики и Антарктики, занимался проводкой судов по Северному морскому пути.
- "АиФ-Петербург": В наше рыночное время эта важнейшая магистраль оказалась почти разрушенной, хотя Россия даже в самые тяжёлые годы осваивала Север. Сегодня Арктика нам не нужна?
- Эффективность Северного морского пути за последние два года увеличилась в сто раз! По всей трассе СМП намечается восстановление и реконструкция морских портов, а вскоре Крайний Север будет полностью охвачен современной системой спутниковой навигации. Это героический труд, о котором никто не знает. Прямо сейчас в пяти километрах от Северного полюса создаётся ледовая база Русского географического общества. 21 человек на льду строят аэродром. Раньше о таких событиях вся страна говорила, а сегодня молчат. Пишите, пресса, о героях!
- "АиФ-Петербург": У нас был лучший в мире атомный ледокольный флот, но сейчас он работает вполсилы. Как вернуть былую мощь?
- В прошлом году в Петербурге на «Адмиралтейских верфях» спустили на воду научно-экспедиционный корабль «Академик Трёшников», предназначенный для обслуживания антарктических экспедиций. Он назван в честь моего учителя - выдающегося океанолога, руководителя многих полярных походов Алексея Фёдоровича Трёшникова. Таких кораблей уже четверть века не строили ни Советский Союз, ни Россия. Там шесть уникальных лабораторий. Одна из них, гидродинамическая, может исследовать дно океана на глубине 6000 метров. Сданы и два «ледовых» буксира «Санкт-Петербург» и «Москва», есть решение о финансировании еще трёх атомных ледоколов. Так что в течение десяти лет атомный флот будет обновлён.
4 тысячи метров под водой
- "АиФ-Петербург": Вы сами 5 лет назад спустились на дно Ледовитого океана. Не страшно? Говорят, даже оставили завещание, и Путин вас отговаривал.
- Отговаривал, но удерживать не стал. А прощальную записку я оставил на всякий случай родным и близким, ведь риск был большой - на нас давило 4261 метр воды и кромешной тьмы. Да и «Миры» хотя и уникальные, но в то время отработали уже почти 25 лет. Экстремальных ситуаций случилось - хоть отбавляй. Когда преодолевали глубоководный барьер, тряхнуло так, что подумал - упали. При скорости спуска 18 м в секунду и весе аппарата 18 тонн мы могли просто разбиться. Затем стало засасывать илом, и мы чудом, сбросив балласт, оторвались
от дна. Уже на суше подсчитали: если бы на батискаф осело ещё 4-5 кг, навсегда остались в этой «лунной пустыне». Когда выбрались из ила - возникли новые проблемы. Пропала связь с судном, так что всплывали фактически вслепую и почти час искали полынью для выхода на открытую воду. Тогда под водой в общей сложности мы провели больше девяти часов.
- "АиФ-Петербург": Этой экспедицией, которую многие назвали авантюрой, вы пытались «застолбить» права России на океанский шельф: по расчетам учёных, там сосредоточены несметные природные богатства. Но подковёрные игры продолжаются до сих пор…
- Вся сложность в том, что и другие страны претендуют на контроль за этой территорией - США, Канада, Норвегия, Дания. И у каждой своя позиция по правам на арктическое пространство. Нам надо доказать, что этот участок принадлежит нашей стране. Арбитром выступает Комитет ООН по морскому праву. Первую заявку мы представили уже больше десяти лет тому назад, но её отклонили, посчитав, что доказательств недостаточно. Хотя мы провели большую работу по изучению дна Ледовитого океана, составили специальную карту. Сейчас учли все замечания, оснастили корабли новым оборудованием, мощными эхолотами. Готовим материалы, чтобы на следующий год выйти с заявкой повторно.
Рядом с памятником… себе
- "АиФ-Петербург": Недавно автор «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон стал третьим человеком на планете, достигшим дна Марианской впадины на отметке 10 898 м. Наверняка вам тоже хотелось бы поучаствовать в таком проекте.
- Я знаком с Кэмероном и искренне поздравил его с этим достижением. Скрывать не стану - завидую ему по-хорошему. Однако официально заявляю: Россия будет вести глубоководные работы, но со своими аппаратами. Такое поручение уже дано, и мы рассчитываем на наших специалистов, изобретателей, в том числе конструкторские бюро Санкт-Петербурга, занимающиеся подводным проектированием. Не сомневаюсь, что отечественным инженерам, учёным такая задача по плечу.
Сегодня океан нам известен меньше, чем космос, и надо восполнить этот пробел. Чтобы изучать разломы, последствия землетрясения, Российское географическое общество планирует уже в этом году переоборудовать один из кораблей на Дальнем Востоке и оснастить его мощным водолазным комплексом.
Я лично надеюсь дожить до того дня, когда смогу погрузиться на дно Марианской впадины на батискафе, сделанном в России.
- "АиФ-Петербург": В Петербурге всего два человека, награждённых одновременно звездой Героя Советского Союза и России. На Аллее Героев в парке Победы вам установлен бюст. Как чувствуете себя рядом с памятником… себе?
- Это своеобразный тест, проверка, чтобы посмотреть, как ко мне относятся. Кто придёт, цветы принесёт, а кто - усы подрисует. Ну а если серьёзно, считаю, что всё надо делать при жизни. Она короткая, а успеть хочется много.