С 2008 года эвакуация неправильно припаркованных машин осуществлялась за счет бюджета города. С улиц Петербурга на штрафстоянки отправляли лишь самых хамоватых - тех, кто плевал на все законы, перегораживал своими авто улицы, парковался на тротуарах и «зебрах». Теперь все изменится.
«Мы паркуемся черти где!»
Сегодня Смольный платит за каждое оттранспортированное на штрафстоянку авто в среднем 1,2-1,5 тысяч рублей. Существуют квоты, которые ежемесячно выделяются компаниям — владельцам эвакуаторов. В связи с этим никто не проявляет чрезмерное рвение, наказывают лишь самых злостных нарушителей. Всего на эвакуацию и содержание на штрафстоянках автомобилей в год выделяется 200 миллионов рублей. Месячная квота по Петербургу установлена в размере от 5300 до 6800 автомобилей - летом эвакуируют меньше, чем зимой. В центральных районах эвакуаторы работают чаще, чем в пригородных. Квоты на эвакуацию распределяются управлением ГИБДД. Так, в 4 квартале 2011 года с улиц Петербурга оттащили 19500 транспортных средств.
С 1 июля все изменится. Оплата эвакуатора и штрафстоянки ложится на плечи водителей-нарушителей. Конечно, они сами виноваты в том, что неправильно паркуют свои транспортные средства. Но и их можно понять.
- А где мне парковаться, в центре всё забито! - возмущается автолюбитель Сергей Николаев. - Если я приезжаю на работу позже 10 часов утра, то не найти ни одной лазейки. Вот и приходится парковаться черти где, и на тротуарах, и на газонах.
Выгодный бизнес
Не смотря на то, что новый закон вступает в силу совсем скоро, правительство Петербурга до сих пор не определило стоимость эвакуации. Эксперты полагают, что цена будет не ниже, чем до отмены платной эвакуации в 2008 году, то есть, не меньше 3,5 тысячи рублей.
- За это время все только подорожало — тарифы на топливо, аренда и прочее, - говорит директор Ассоциации специальных площадок в Петербурге Борис Вьюшкин. - Так что причин того, чтобы услуга подешевела, не вижу.
При этом эксперты сходятся во мнении, что реальная цена эвакуации составляет не более 1,5 тысяч рублей. А владельцы спецмашин признаются, что себестоимость услуги, с учетом затрат на топливо и амортизацию составляет 500-600 рублей. Однако надеяться на то, что владельцы эвакуаторов назначат такую цену — минимальная. Кто же откажется от быстрой прибыли? Владельцы штрафстоянок в авральном режиме закупают технику. Сносный подержанный эвакуатор стоит около 1 миллиона рублей. При тарифе около 4 тысяч рублей эти вложения окупятся за 250 эвакуационных заездов. Даже если эвакуатор будет забирать по 5 машин в день, то вложенные в его покупку средства окупятся уже через 2 месяца. Выгодный бизнес!
Видеофиксация отложена
Водителям же стоит задуматься: ехать ли на личном автомобиле в центр города, рисковать ли крупной суммой денег? Перспектива расстаться с 7 тысячами рублей никого не порадует. Эта сумма складывается из штрафа за неправильную парковку — 3 тысячи рублей и оплату эвакуатора 3,5-4 тысячи рублей.
- Придется бросать машину у Купчино, другого выхода не вижу, -признается водитель Степан Коктомов. - Потому что уверен, при новом законе эвакуаторщики будут хватать все машины без разбора. Ведь чем больше машин увезешь на штрафстоянку, тем больше заработаешь. И никому потом не докажешь, что припарковался правильно.
Чтобы этого не происходило, депутаты ЗакСа предложили ввести видеофиксацию во время эвакуации. Это позволило бы контролировать, действительно ли машина припаркована неправильно, нет ли в ней детей или животных. Однако депутаты отодвинули вступление в силу поправки о видеофиксации на 1 ноября 2012 года. До этого времени будут проработаны правовые акты, на основании которых она будет производиться. А пока в течение 5 месяцев автолюбителям лучше не рисковать и оставлять машины подальше от центральных улиц. Ведь в центре в поисках легкой наживы будут работать алчные эвакуаторщики.
Лидер петербургского движения «СтопХам» (его активисты клеят на неправильно припаркованные авто стикер «Мне плевать на всех. Я паркуюсь, где хочу») Алексей Новиков:
- Как-то мы обнаружили припаркованную во втором ряду полицейскую машину, хозяин которой спокойно в это время ел в кафе. Что уж говорить об обычных гражданах? Паркуются внаглую. Я сам регулярно езжу в центр на машине и всегда нахожу место, где ее оставить, не нарушая закон. Просто иногда для этого нужно проехать лишний квартал или два и пройтись потом пешком. А те, кто ставит машины на тротуарах или вторым-третьим рядом, - это просто невоспитанные хамы, которые обеспечивают себе комфорт за счет других. 80 процентов из них ездят на дорогих иномарках и считают, что им все разрешено.
Мы не клеим стикеры на все машины без разбору. Сначала обязательно говорим с водителем, просим убрать автомобиль. 85 процентов соглашается. Еще 15 начинают препираться — вот им-то и достаются наши наклейки.
Улицы, где чаще всего паркуются с нарушениями ПДД (по версии движения «СтопХам»):
- Лиговский проспект
- Гончарная улица
- Улица Восстания
- Улица Марата
- Разъезжая улица
- Гороховая улица
- Садовая улица.