Участниками серьёзного и острого разговора стали издатели, распространители печатной продукции, руководители компаний, предприятий, профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга. Присутствовала в Малом зале Мариинского дворца и команда «АиФ Петербург» во главе с генеральным директором Светланой Малаховой. Именно наша газета стала одним из инициаторов обсуждения этой проблемы и обратилась к депутатам Законодательного Собрания с просьбой разработать городской закон, поддерживающий и защищающий печатные СМИ.
70% киосков может исчезнуть?
Открыла дискуссию организатор слушаний заместитель председателя комиссии Марина Шишкина. Она заявила, что органам власти необходимо приложить все усилия для сохранения и развития сети распространения печатных изданий, многие из которых уже долгие годы хранят традиции петербургской прессы.
Почему возникла такая проблема?
Читайте также: | |
---|---|
На Главпочтамте школьникам рассказали о конвертах и газетах | |
Куда исчезают газеты? Выросло целое поколение, не знающее печатного слова | |
Вышел в свет 1000-й выпуск газеты «АиФ-Петербург» |
- Дело в том, что сегодня адресная программа размещения киосков, которая действовала в городе, изменилась, - говорит Марина Шишкина. - В итоге владельцы этих «нестационарных объектов», чтобы получить все необходимые разрешения на работу, должны преодолеть множество бюрократических процедур. Более того, многие могут лишиться права торговать печатной продукцией, мест, где киоски размещаются многие годы. Понятно, что в таком случае газета просто не дойдёт до горожан. Поэтому мы решили посмотреть, что же происходит на рынке продажи периодических изданий в Санкт-Петербурге. Пригласили представителей всех заинтересованных сторон, посадили их за один стол и попытались разобраться в этой общей проблеме. Сразу скажу: таких товаров, как газета, которая объединяет всех, очень мало. Прессу читают все. Петербург – это родина отечественной периодической печати, город, где родилась наша первая газета, и нужно относиться к ней, как к ценности высшего порядка. И потерять газету из-за чиновничьих проволочек, нашей нерасторопности, законодательного несовершенства недопустимо.
Какими же путями сегодня газета идёт к читателю?
- 12% общего тиража печатной периодики распространяется по подписке, 18% - через сетевые гипермаркеты и автозаправочные станции, 24% раскупается в минимаркетах прессы и 46% - в киосках, - обрисовала картину председатель правления Ассоциации издателей и распространителей Северо-Запада и Балтийского региона «Балтийская пресса» Ирина Васильева. - 34,3% жителей Петербурга являются постоянными покупателями газет и журналов. В городе насчитывается около 1 тыс. газетных киосков. Если брать норматив, принятый для европейских городов, (1 киоск на 1 тыс. жителей), Петербург отстает от этого показателя в 4 раза. При этом чаще всего именно в киосках продается самый богатый ассортимент печатной продукции. Основными экономическими проблемами сетей продажи печатных СМИ являются снижение рентабельности и сокращение количества продаваемых тиражей.
К читателю - не пробиться
- Положение усложняется тем, что по постановлению правительства города от 27 сентября 2012 года № 1045 газетные киоски не включаются автоматически в схему размещения нестационарных торговых точек, - обратил внимание на проблему генеральный директор ООО «Метропресс» Сергей Маркелов. - К ним предъявляется ряд требований, в частности, размещение на определенном расстоянии от охранных зон инженерных сетей. Таким образом, сегодня комитет правительства города по энергетике и инженерному обеспечению не согласовывает размещение многих киосков, занимающих свои участки еще с 60-70-х годов прошлого века. Новые же места предоставляются исключительно в ходе торгов, где у сети распространения печатной продукции много конкурентов. Вот и получается, что недобросовестные пользователи нередко арендуют участок под заявленную цель (продажа периодики), а затем перепрофилируют его для другого вида деятельности.
Сергей Маркелов также обратился с просьбой рассмотреть возможность предоставлять существующим киоскам, не прошедшим согласование в органах исполнительной власти, альтернативные участки без проведения торгов.
- Как вообще стала возможной в городе ситуация, когда к газете применяются те же законодательные нормы, что и к «шаверме», пиву или бутылке воды? Как обезопасить газету, чтобы она не превратилась в такой же товар, найти для неё льготные условия? Чем-то пожертвовать, пойти на определенные уступки? Почему комитет по печати устраняется от решения проблем в этой сфере? – эти вопросы представителям ведомства задала генеральный директор «АиФ Петербург» Светлана Малахова. – В сложившейся обстановке впору спросить: «Нужны ли городу газеты?»
Тарифы душат
Еще одну болезненную точку обнажил заместитель генерального директора ЗАО «Роспечать» Константин Горелов - резкий рост тарифов на электроэнергию. Для таких «нестационарных объектов» как киоск это стало особенно уязвимо.
- Прежде действовала безучетная схема, когда оплата взималась по количеству рабочих часов и один киоск платил около 2 тыс. руб. в месяц - говорит К. Горелов. - С мая 2012 года введена форма расчета оплаты «по сечению кабеля», то есть по величине допустимой пиковой нагрузки электросети подключенного объекта. Теперь плата за электроэнергию для киосков составляет около 11,5 тыс. руб. в месяц. Увеличились также ставки аренды опор наружного освещения для размещения на них электрооборудования. В результате сейчас один киоск ежемесячно платит за электроснабжение около 30 тыс. руб. Подключение же нового адреса к городской электросети обходится примерно в 120 тыс. рублей!
По итогам слушаний решено создать рабочую группу, которая и призвана внести изменения в постановление № 1045, которые облегчит экономическое положение распространителей печатных изданий. В эту группу войдут представители торговых сетей, депутаты ЗакСа, сотрудники органов исполнительной власти. Всем участникам слушаний рекомендовано до 1 февраля направить свои предложения в адрес постоянной комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке.
Продолжит отстаивать свои позиции и «АиФ-Петербург». Газета всегда будет нужна людям, опросы, в том числе проведённые нашим еженедельником, показывают: без неё горожане сегодня не мыслят своей жизни. Давайте же вместе постараемся сделать всё возможное, чтобы читатель и газета обязательно встретились. Предлагаем нашим читателям, пользователям сайта также высказать своё мнение по данной проблеме.