Не по-детски…
Песня «Цыпленок жареный» родилась в годы НЭПа (а именно в 1923 году). Считается она народной. Хотя, по некоторым данным, её автором мог быть известнейший поэт именно блатных песен Яков Петрович Давыдов (он же Жгут, он же Мартын Задека, он же Яков Ядов). Ему, кстати, ещё и приписывают авторство «Мурки» (что сомнительно). Давыдов – апологет того, что называется «одесскими» (еще – «еврейскими») авторами. Однако исследователи одесского фольклора отмечают, что «большие» авторы в то время, как правило, лишь стилизовали народные опусы, доводили их, так сказать, до «кондиции». А Одесса была на редкость плодородна в этом смысле - «Мурка», «Гоп-со-смыком», «Шаланды полные кефали». Поэтому, в виду того, что доказательств в пользу авторства Давыдова немного, будем и мы считать песню народной.
Песня в 1920-е мгновенно приобрела популярность, так сказать, в определенных кругах. А именно, среди юных бродяг, беспризорников, мелких воришек. Начальный приблатненный элемент. Однако наивно полагать, что текст ее вызрел в такой юной среде. Слишком он, то есть, текст, как это ни удивительно, не детский. К примеру:
А я голодный,
А я народный,
А я куриный комиссар.
И не пытал я,
И не стрелял я -
А только зернышки клевал!
Ведь это же прямая перекличка с самим Сергеем Есениным, который писал про то же явление весьма похоже:
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Так что «Цыпленок жареный» - вполне себе политическая песня, намекающая на страшный «красный террор». А как вам такие слова:
Но власти строгие,
Козлы безрогие!
Не по-детски это, совсем не по-детски!
«Цыпленок» - что Акакий Акакиевич
Юных же бродяг, которых после революции и Гражданской войны в Советской России было до полутора миллионов, в песне помимо её простоты, легко запоминающегося мотива и понятного сленга привлекала тема маленького, беззащитного героя. Любой из них в опять-таки любой момент мог быть арестован (за что, обычно находилось, жили они отнюдь не праведными трудами) или препровожден в интернат. У них, как и у «Цыпленка», тоже не было возможности «паспорт показать».
Паспорта нету -
Гони монету!
Монеты нет -
Снимай штаны.
Как беспризорникам было не согласиться с этим?.. Тем более, что в то время как раз получила развитие так называемая Новая экономическая политика (НЭП). Она достаточно резко, после постреволюционного хаоса, обозначила в обществе социальный разрыв, классовое неравенство. Возникли первые советские состоятельные граждане – «нэпманы», а власть, народная, Красная власть, их поначалу защищала. Обидно. Не случайно именно на 1920-е годы пришёлся расцвет воровских малин – просто появилось, что воровать. Классовое неравенство при смутной и нетвердой власти всегда порождает взрыв преступных деяний (помимо естественного социального недовольства). Тем более, «нэпманы» - это были в народном сознании фактически спекулянты, а грабить таких – совсем не западло, а даже почётно.
Однако «Цыпленок» - не прожженный вор, а, скорее, есенинский «бродяга», к тому же совершенно беззащитный, чем продолжает уже линию классической русской литературы о «маленьком человеке» в равнодушном обществе. Гоголь, Достоевский в своих произведениях «Шинель», «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди» писали именно о «Цыпленках». Многие недоумевают, почему в песни «Цыпленок жареный» фигурирует Невский проспект. Откуда он взялся, какие есть исторические «зацепки»? Возможно, для «Цыпленка», Невский проспект, как для Акакия Акакиевича - место блеска, богатства, роскоши. Чужое, но манящее место. По Невскому герой «Шинели» ещё мог гулять, но своим он там быть не мог никак. Думается, не обладающие большими литературными познаниями беспризорники интуитивно чувствовали, что обсуждаемая песня – про них, про бесправных, безденежных, беспаспортных, маленьких в прямом и переносном смысле людей. «Меня не сложно раздавить» - под этим они подписывались. С другой стороны, хоть «Цыпленок» - это и не песня вора, но воришки, мелкого пока, но после тюремных университетов обязательно заматереющего. Мало сомнений, что этот маленький человек не минует «кичи». Судьба такая. Правда, в песне все куда как жестче. «Цыпленка» сначала арестовали и «приказали расстрелять», а после того, как он сбежал, но был пойман, и вовсе «разорвали на куски».
Кубинцы знают блатняк … по мультикам!
Еще что касается литературы. Широкая общественность узнала о песни «Цыпленок жареный» после выхода в свет книги Григория Белых и Алексея Пантелеева (бывшие беспризорники) «Республика ШКИД» (1927). Там воспитанники школы-интерната исполнили несколько куплетов «Цыпленка». Но особенно его прославила кинотрилогия
Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). Там песню «Цыпленок жареный» исполнил впоследствии популярнейший актёр Михаил Жаров, игравший роль анархиста. Впоследствии актёр вспоминал: «Цыпленок жареный…» Это ж целая эпоха! Сколько жизненных ситуаций связано с этой песней!».
Впоследствии политический и социальный смысл песни позабылся. Появились новые версии на известный мотив – вот они и правда были уже детские, веселенькие. Надо отметить, что и известные исполнители блатных песен не жаловали «Цыпленка». С удовольствием пел её только Аркадий Северный (Звездин). Забавно, но малоизвестный в России украинский певец Аркадий Кравчук перепел «Цыпленка» в стиле диско (1999). Причем, даже снял клип на Кубе.
К удивлению Кравчука, кубинцы были прекрасно знакомы с мелодией «Цыпленка». По … мультфильму «Ну, погоди!»
Пожалуй, политический подтекст легендарной песне вернул несколько лет назад известный телеведущий и аналитик Николай Сванидзе, снявший документальный фильм «Цыпленок жареный». Фильм посвящен писателю и революционеру Эдуарду Лимонову, а песня – намек на бунтарское настоящее и тюремное прошлое. Правда, телевизионных критиков настолько раздражила однобокая позиция Сванидзе, что они дружно ответили ему строчкой из песни: «Цыпленки» тоже хочут жить!»
«Цыпленок жареный» (1923 г.)
Цыпленок жареный,
Цыпленок вареный
Пошел по Невскому гулять.
Его поймали,
Арестовали
И приказали расстрелять.
«Я не советский,
Я не кадетский,
Меня нетрудно раздавить.
Ах, не стреляйте,
Не убивайте -
Цыпленки тоже хочут жить!
А я голодный,
А я народный,
А я куриный комиссар.
И не пытал я,
И не стрелял я -
А только зернышки клевал!»
Цыпленок дутый,
В лаптях обутый,
Пошел по Невскому гулять.
Его поймали,
Арестовали,
Велели паспорт показать.
Паспорта нету -
Гони монету!
Монеты нет -
Снимай штаны.
Цыпленок дутый,
В лаптях обутый -
Штаны цыпленку не нужны.
Паспорта нету —
Гони монету!
Монеты нет -
Снимай пиджак.
Пиджак он скинул,
По морде двинул -
И ну по улице бежать!
Но власти строгие,
Козлы безрогие!
Его поймали, как в силки.
Его поймали,
Арестовали
И разорвали на куски.
Цыпленок жареный,
Цыпленок вареный
Не мог им слова возразить.
Судом задавленный,
Лучком приправленный...
Цыпленки тоже хочут жить!