Примерное время чтения: 10 минут
717

Из офиса - к рабочему станку. Как помочь молодёжи выбрать ходовую профессию?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и факты - Петербург 27/03/2013

Санкт-Петербург, 27 марта - «АиФ-Петербург». Времена, когда заводы отступали от выгодных заказов только потому, что их было некому выполнять, прошли. Пропасть десятилетней давности, разделяющая обучение и производство, тоже постепенно затягивается.

Работа есть!

- За последние 20 лет учебные базы лицеев и колледжей обновлены, - подтвердила Жанна Воробьёва, председатель Комитета по образованию. - На их модернизацию только в 2012 году выделено 896 млн рублей. С большинством предприятий заключены договоры. Лицеям даются заявки, сколько рабочих и по каким специальностям понадобится через три года (время обучения. - Ред.). На основе этих данных и идёт набор. Когда ребята получают диплом, работа им гарантирована.

Вакансия из Петербурга возглавила рейтинг самых высоких зарплат по России >>

Цифры подтверждают: сегодня выпускников профессиональных лицеев расхватывают как горячие пирожки. Значительно подросли в промышленности и зарплаты. Проблема в другом: как заинтересовать молодых людей, чтобы шли они не в юристы и артисты, а получали повсеместно востребованные экономикой профессии. В том, что такая возможность есть, мы убедились, побывав в нескольких профессиональных лицеях города.

Лицей № 42 на ул. Маршала Говорова - знаменитая кузница рабочих кадров. Здесь в 1868 г. заводчик Путилов основал первую в Петербурге воскресную школу для детей рабочих, где уже преподавали технологию. Планку держат и сегодня. 42-й внесен в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России. Ещё 4 года назад все выпускники шли на Кировский завод, но сейчас предприятию не требуется столько наладчиков станков с ЧПУ. Поэтому молодые специалисты направляются на «Электросилу», «Звезду», «Волну», Обуховский завод, даже в НИИ.

- Для адаптации на производстве ребята проходят практику на площадке Кировского завода, полностью оплачивающего содержание мастерских, - говорит Геннадий Шорников, директор лицея. - Это хороший пример сотрудничества базового предприятия и специализированного учебного заведения.

В Петербурге назвали десять самых высокооплачиваемых вакансий >>

Портфель полон

Известен в стране и индустриально-судостроительный лицей № 116. 19 лет назад здесь одними из первых открыли «Детский дом для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сегодня такой опыт распространяют по всей России. В лицее учатся 505 ребят, из них 207 сироты. Все - на полном гособеспечении, получают стипендию в 1100 руб., четырёхразовое питание. Основные специальности - слесарь, столяр, каменщик, базовое предприятие «Адмиралтейские верфи».

- В дефиците сварщики, завод просит около 100 человек, а мы выпускаем лишь 26, - рассказывает Сергей Шмыга, заслуженный мастер производственного обучения РФ. Он сам здесь учился, а теперь уже 30 лет передаёт опыт молодёжи. - Портфель заказов на «верфях» заполнен примерно на 15 лет вперёд, поэтому те же сварщики, сборщики, слесари нужны как воздух. Зарплата - от 35 тыс. и выше. Причём это - начальная ступень, так оценивается труд выпускника 3-4-го разряда. Остальное зависит от квалификации, бригады и желания. С базовым предприятием повезло, - продолжает мастер. - Завод всегда помогал, когда приходилось тяжело с деньгами, спецодеждой. Вот с профориентацией проблема, звание рабочий человек было потеряно, но сейчас возвращается. Даже шесть моих выпускников, которые сначала не хотели на завод, туда пришли и довольны.

Твоя будущая профессия. Вся надежда на IT-шника >>

1 случай на миллион

Профессиональный лицей № 130 им. Владимира Широкова готовит профи для радиоэлектроники. Тоже по принципу социального партнёрства. Учеников и педагогов поддерживает Ассоциация предприятий радиоэлектроники. Чтобы молодёжь сразу вливалась в производство, шефы, черпающие отсюда кадры, закупили за 20 млн руб. линию поверхностного монтажа, где и трудятся подростки. Заказчики учениками довольны.

- Качество и сроки исполнения нас устраивают, - говорит Александр Щепин, представитель компании. - То, что такую дорогую технику эксплуатируют учащиеся, - не смущает. У ребят очень серьёзное обучение, много времени уделяется и практике. Они сдают экзамен, получают сертификат. Если соответствуют требованиям, берём в штат. Сейчас лучшие едут в Москву, чтобы показать мастерство на уровне России.

В Ленобласти работникам готовы платить 120 тысяч рублей в месяц >>

Подходим к молодому человеку, работающему на линии. На ползущую ленту он смотрит через специальную лупу. Роман Наборский пришёл в лицей после 9-го класса, сейчас на 3-м курсе.

- Выполняю визуальный осмотр установки компонентов на плату. Проще говоря, слежу, чтобы машина всё правильно делала, - делится секретами молодой человек. - Впрочем, ошибок почти не случается. Техника настолько точна, что брак - 1 на миллион.

…Сегодня спрос на «синих воротничков» в Петербурге растёт. Они победили даже административный персонал и бухгалтеров, которые всегда держались в «топе». Более того, 38% офисных служащих готовы переквалифицироваться в автомехаников и маляров, так как уверены, что эти профессии будут стабильно нужны. Рабочий класс возрождается?

Готовим «под себя»

Дмитрий Сыромятников, директор по персоналу и связям с общественностью ОАО «Кировский завод»:

- Мы заинтересованы, чтобы получить молодых специалистов, но преимущественно квалифицированных, готовых выполнять на производстве конкретные задачи. Такие кадры в дефиците, за них идёт борьба и вакансий немало. Здесь и сейчас нашему заводу, например, нужны вальцовщики, сверловщики, контролёры ОТК, операторы станков с ЧПУ, машинисты мостового крана. Но где взять умелых, если им по 16-18 лет? В этом случае ключевую роль играет мотивация. Да, парню 16, но на месте руки, голова, а самое главное - есть желание учиться. Он говорит: «Пусть я сейчас многого не знаю, но люблю дело, которое выбрал, и хочу расти». Такая позиция очень продуктивна, и мы даём возможность человеку развиваться.

В Петербурге работодатели больше всего ищут инженеров и рабочих >>

На Кировском заводе открыт Центр подготовки кадров, где сотрудники предприятия могут бесплатно повысить свой профессиональный уровень, получить более высокую квалификацию, дополнительную профессию. В условиях постоянно меняющегося рынка труда, конкуренции это даёт неоспоримые преимущества. Пытаемся предоставить персоналу и максимально комфортные условия: социальный пакет, полис ДМС, 50% компенсацию стоимости питания. Сохранилось и наставничество, когда умудрённые мастера передают молодым знания и опыт. Важен и бренд, престиж. Одно дело устроиться в контору, где большую часть зарплаты выдают в конверте, и совсем другое - на предприятие с 210-летней историей и устойчивым положением, как Кировский завод. А таких «локомотивов» в городе немного.

Правда, существует ещё одна проблема. Юноша вливается в коллектив, а через год - армия. И вернётся он в цех или нет - большой вопрос. В советское время для служивших «срочную» сохранялось рабочее место. Однако в условиях рыночной экономики это нереально: через год в этом цехе может выпускаться совсем другая продукция или потребуется иная квалификация. Поэтому мы готовим кадры «под себя», с учётом особенностей производства. Устраиваем дни открытых дверей, участвуем в ярмарках вакансий, ведём профориентацию в школах и училищах.

Сегодня на Кировском заводе трудятся 6,5 тыс. человек. Средняя зарплата рабочего - 32 тыс. руб. Есть возможность работать и зарабатывать.

Компьютер… на станке

Константин Стругов, мастер производственного обучения высшей категории, почётный работник начального профессионального образования:

- Я обучаю наладчиков станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Ребята к нам приходят после 9-го и 11-го классов, кто по совету родителей, у кого-то здесь учатся друзья. Курс - четыре и полтора года. Не скрою, некоторые поступают - лишь бы где-то зацепиться, пристроиться, но потом во время обучения у них пробуждается настоящий интерес. Мы всем показываем мастерскую, лабораторию, учим сначала работать на обычном станке, а уже затем ЧПУ. И когда подростки видят, как можно сделать из металла своими руками, например, шахматную пешку, глаза сразу загораются. Понимают, что сами будут писать сложные программы, что это тот же компьютер, только на станке.

Как-то на Дне открытых дверей у нас были школьники. Многому удивлялись, а их преподаватель так и сказала: «Чтобы работать на таких станках, надо высшее образование. Так что учитесь, дети!» Кстати, многие думают, что наладчик - это постоянная грязь, стружка. Подобные представления давно устарели. На занятиях у нас ребята все в чистой форме, а мастер - в белой рубашке с галстуком. Уже 20 лет я помогаю молодёжи овладеть профессией и горжусь, что мои ученики трудятся на предприятиях всего города.

Мнение власти

Алексей Воронцов, председатель Комиссии по науке и высшей школе Законодательного собрания Петербурга:

- В 90-е годы приходилось спасать систему профессионального образования. Тогда растащили материальную базу, лишились кадров и зданий. Полностью эти потери так и не удалось восстановить. Когда-то Ленинград был флагманом в подготовке именно рабочих кадров. В городе за короткий период создали целую систему профессионального образования, построили отличные комплексы, многие из которых на плаву до сих пор. Конечно, по сравнению с советским временем количество и самих училищ, и их воспитанников значительно сократилось. Но сейчас, похоже, началось возрождение. Создаются учебные центры, качественно отличающиеся от того, что было раньше. Объединяются училища, относящиеся к одной области, например, судостроению. Важно, что и предприятия хотят участвовать в подготовке специалистов для промышленности города.

Вместе с членами нашей комиссии, коллегами из Комитета по образованию мы побывали в нескольких лицеях, и увиденное произвело сильное впечатление. Они оборудованы современной техникой, электроникой, сделан отличный ремонт. А главное, я не заметил так называемых «пэтэушников». Наоборот, увидел думающих студентов, у которых есть желание учиться. Это самое главное.

Парикмахер всегда в цене

Александр Друзь, магистр игры «Что? Где? Когда?»:

- В своё время я окончил индустриально-педагогический техникум профтехобразования. И если бы не стал учиться дальше, готовил бы будущих электриков. В выборе профессии надо просто здраво оценивать свои возможности и склонности. Стопроцентно уверен: лучше быть хорошим электриком или сантехником, нежели плохим юристом или экономистом. Говорят, сантехник - это не престижно. Но что такое престиж? Девушки не любят? Так любая во сто крат выше оценит уверенного в себе человека, мастера своего дела, независимо от того слесарь он или строитель. Получив диплом специалиста по электронно-вычислительным машинам, я понимаю, что и люди, которые занимаются программированием, - рабочие.

Сейчас, если ты токарь, просто «крутить гайки» и ни о чём не думать - не получится. Выполнять заказы на современной технике без инженерных навыков, глубокого понимания процессов невозможно. Выросли и зарплаты. Так что иногда те, кто стоит у станка, если они хорошие специалисты, зарабатывают больше тех, кто эти механизмы придумал. Работы бояться нечего. Необходимо постоянно совершенствоваться. Моё образование, например, позволило заниматься не только техникой, но и интеллектуальной игрой. Да и любая профессия, которая связана с повседневными потребностями человека, востребована и даёт возможность почувствовать себя полезным и нужным. Хорошие парикмахеры и сантехники, токари всегда будут в цене и не останутся без куска хлеба.

Конечно, если у ребёнка есть склонность к науке - пусть будет учёным. Но за 11 лет школы уже можно понять, к чему у него есть способности, а что противопоказано, что он хочет, а что реально может. Так что не стоит стесняться и оглядываться на чужое мнение, главное, чтобы работа была вам по душе. А как она называется - не столь важно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах