Примерное время чтения: 6 минут
94

Где взять специалистов? Наставник поможет быстрее «войти» в профессию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и факты - Петербург 08/08/2023
Алексей Юхтанов / АиФ

По указу президента РФ 2023 год – объявлен Годом педагога и наставника. «Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему», – заявил Владимир Путин. 

За ближайшие пять лет в России нужно подготовить один миллион специалистов для ключевых отраслей экономики. Это необходимо для обеспечения безопасности и конкурентоспособности государства. Такую амбициозную цель поставил перед системой образования президент страны, и Петербургу в масштабной программе отводится одно из первых мест. 

Однако чтобы решить такую задачу, нужны не просто профессионалы, а мастера, которые могут передать свои знания, обеспечить их преемственность и непрерывность. В этих условиях важной фигурой становится наставник – человек с опытом работы на реальном производстве. 

Но как добиться, чтобы институт наставничества заработал на полную мощность? А сами профи вкладывали силы, душу в становление другого сотрудника – своего подопечного? 
Кто такой наставник?

«Нам сегодня важно методологически точно описать трудовую деятельность наставника, – считает председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина. – Подготовить документы, понятные и работодателю, и сотруднику, и власти. И когда мы говорим о его квалификации, то имеем в виду не только навыки мастера производственного обучения. Этот человек должен не просто научить воспитанника ставить цели, но и определять способы, как их можно достичь и получить результат. Сегодня возникает много нестандартных ситуаций, когда решение необходимо принимать в сжатые сроки. Здесь особенно нужен наставник, который не упустит ни одну эффективную идею и поможет её использовать для повышения квалификации своего подопечного». 

А можно ли научиться наставничеству? И если человек лидер – значит ли это, что он хороший наставник? Перед нами синонимы или нет? Определённого ответа на эти вопросы нет, социологи, исследователи придерживаются разных мнений. 
«Лидер и наставник – разные понятия, – считает, например, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Оксана Ачкасова. – Так, на нашей платформе мы запустили проект «Мастерская управления «Сенеж», где победители конкурсов «Лидеры России» становятся наставниками для школьников и студентов. За четыре сезона через эту программу прошли 1300 человек». 

По словам Оксаны Ачкасовой, недавно организаторы проекта решили провести эксперимент. Они предложили всем 340 финалистам смотра «Лидеры России» на протяжении трёх месяцев быть наставниками для студентов. Впоследствии молодые люди признались, что это было незабываемое время. Ведь они никогда не думали, что им придётся делиться своими знаниями. Также был проведён опрос среди молодёжи на тему наставничества. 42% аудитории ответили, что у них уже есть наставник, и 30% хотели бы иметь такого руководителя. 

Доверительный диалог

Сегодня наставника часто сравнивают с ментором или коучем. Но в чём разница?  
«Ни ментор, ни коуч в полной мере не заменят работу наставника, – уверена председатель президиума «Федерации профессиональных коучей и наставников» Ольга Рыбина. – Коуч – это человек, владеющий эффективными навыками коммуникации, умеющий слушать, слышать и направляющий собеседника к принятию правильных решений. Наставник же делится знаниями на основе собственного опыта, без отрыва от производства. Он должен так построить общение, чтобы воспитаннику самому хотелось развиваться. Поддерживать мотивацию человека, видеть его потенциал и помочь реализовать задуманное. Основа таких отношений – доверительный диалог».

Наставничество в нашей стране зародилось в 20–30-е годы прошлого века, напомнила Ольга Рыбина. Сначала новое движение рассматривали как форму воспитания подростков. И хотя для мастера это превращалось в дополнительную общественную нагрузку, стать наставником было почётно. Сейчас социальные, экономические условия изменились, и пришла пора пересмотреть понятие наставничества в соответствии со временем, в котором мы живём.

При этом надо учитывать, что далеко не все люди, в том числе профессионалы самого высокого уровня, способны учить, стать наставниками. Человек может быть уникальным специалистом, но передать свои знания другому у него не получается. Поэтому так важно среди мастеров найти людей, способных обучать, держать внимание аудитории. А на государственном уровне должны быть стандарты, позволяющие наставничество сделать профессией и юридически закрепить этот статус. Кстати, Любовь Духанина подтвердила, что первые проекты документов появятся уже в этом августе. 

Кадры необходимо «доучивать» 

Сегодня жизнь меняется, появляются новые формы наставничества, например, связанные с корпоративным партнёрством. 

«В нашем университете есть корпоративные магистерские программы по обучению студентов, которые мы реализуем совместно с партнёрами, – рассказала профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, директор Научно-образовательного центра информационных технологий и бизнес-анализа Ирина Рудская. – Одной из особенностей является работа специалиста-наставника, представляющего конкретное предприятие. В чём плюсы? Уже с первого курса студенты начинают проходить практику, где за ними закрепляется определённый наставник. В итоге они намного быстрее адаптируются в компании, куда приходят после окончания университета». 

Неотъемлемой частью является наставничество и в медицине. 

«У каждого врача есть свой учитель, – уверен директор Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России, первый проректор по стратегическому развитию Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н .И. Пирогова Георгий Надерейшвили. – Ещё в «Клятве Гиппократа» указывается, что медикам надо уважительно относиться к людям, научившим их «врачебному искусству». В Министерстве здравоохранения несколько лет назад был создан федеральный центр поддержки добровольчества и наставничества, где ставка сделана на систематизацию опыта в здравоохранении. В проекте участвовали 15 регионов, более 300 наставников и 400 подопечных.

Особенно нужна поддержка молодым докторам, выпускникам институтов и университетов, которые после окончания приезжают в небольшие больницы. Не случайно 97% из них полностью «за» сложившиеся традиции». 

«Очень важно желание самого человека быть наставником, – отметил и начальник управления по работе с персоналом одной из крупных компаний Андрей Глазков. – Мы уже четыре года реализуем программу, когда студенты не ждут практику, а могут в любой момент подключаться к проектам компании. Таким образом, погружение в среду происходит намного быстрее. Есть и программа «35+» для сотрудников, которые хотят изучать новое и подняться на более высокую ступень. В текущем году в ней участвовали 400 человек. Также компания более 20 лет поддерживает выпускников подшефных детских домов, в том числе помогает с выбором будущей профессии». 

«Без наставничества вопрос быстрого вхождения в профессию не решить, – поделилась своей точкой зрения директор по управлению персоналом государственной корпорации Юлия Цветкова. – Сегодня ситуация такова, что кадры необходимо «доучивать», особенно по рабочим специальностям. Также недавно мы заключили соглашение с фондом «Защитники Отечества» и будем рассматривать ветеранов, участников СВО как наставников. Эти люди обладают опытом, компетенциями, и их знания очень пригодятся». 

Как стать мастером?

Повысить квалификацию сотрудников позволяют и программы Учебного центра Службы занятости Санкт-Петербурга. В текущем году обучение прошли свыше 660 человек. Если работодатель не нашёл подходящий вариант, специалисты центра спроектируют индивидуальную обучающую программу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах