На днях руководство Санкт-Петербурга заявило, что экономика Северной столицы показывает «уверенный рост по всем ключевым направлениям». Увеличились объемы торговли, стали больше доходы казны и заработная плата горожан. Предприятия выпускают востребованную продукцию, а жилья в прошлом году введено свыше 3 млн кв. м.
За счет чего в сложное время пандемии сделан такой рывок? И как в дальнейшем будет развиваться мегаполис? Своими размышлениями на эту тему с «АиФ» поделился доктор экономических наук, профессор Национального исследовательского университета Высшая школа экономики – Санкт-Петербург Александр Ходачек.
Выйти из тени
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Александр Михайлович, ряд экспертов, и вы в том числе, утверждают, что «бюджет города еще никогда не прирастал такими темпами». Какие же источники его наполняют?
Александр Ходачек: Основных – два. Первый – налог на прибыль предприятий, второй – налогообложение физических лиц, нас с вами. Ежегодно налогов удается собрать на 10–12% больше. Кроме того, в прошлом году большую роль сыграли и другие поступления. Так, нам очень помогла своевременная поддержка федерального центра. Это касается дотаций, субсидий, крупных капитальных, системообразующих вложений. В том числе связанных с выполнением Адресной инвестиционной программы и национальных проектов. У нас порядка 42 региональных инициатив, по которым заключены соответствующие соглашения с правительством России. Под них выделяются серьезные средства.
– Существенно увеличились налоги и от самозанятых, которые раньше находились в «сером» секторе. Что заставило людей выйти из тени?
– Самое главное – упростился порядок регистрации, где все прозрачно и удобно. Сегодня самозанятым можно стать, просто зарегистрировавшись в приложении «Мой налог» и там же вести учет прибыли. При этом вычеты на профессиональный доход платить легко и комфортно. Подавать декларацию не надо, не требуется приобретать и контрольно-кассовую технику. В итоге число желающих работать на себя за два года в Петербурге увеличилось на 250 тысяч человек. Чаще всего такие граждане трудятся в сфере информационных и бытовых услуг, занимаются репетиторством, автоперевозками, помогают арендовать квартиры. В 2021 году они внесли в бюджет города почти 1 миллиард 700 миллионов рублей налогов. Подстегнула ситуацию и пандемия. Многие задумались, что в перспективе им нужны нормальная пенсия, льготы, в том числе при лечении.
– Вы сказали, что на нас пролился «финансовый дождь» из федерального центра. Какие же конкретно задачи будут решены при помощи этих ресурсов?
– Возьмем только один масштабный проект – развитие Санкт-Петербургского транспортного узла. По поручению Владимира Путина городу выделено на текущий и следующий год 6 млрд руб. на создание Широтной магистрали скоростного движения. Кроме того, за счет Фонда национального благосостояния в 2022–2031 годах будет обновлен подвижной состав метрополитена. Для городской подземки приобретут 950 вагонов, на это правительство России предусмотрело без малого 97 млрд руб. Также планируется большая программа по развитию железнодорожной инфраструктуры. В том числе обсуждается целесообразность ветки в аэропорт «Пулково».
Прибавьте к этому совместные предложения города и области по строительству станции метро «Кудрово» и электродепо «Правобережное». Рассматриваются и варианты скоростной автодороги по дальнему обходу города, финансирование путепровода на принципах государственно-частного партнерства. Все это скажется не только на развитии транспортной системы, но и повышении качества жизни всех петербуржцев.
Электрички окольцуют город?
– Очень хочется верить, но строительство метро, например, в Петербурге почти не ведется. На Юго-Западе, где живут около 400 тысяч человек, нет ни одной новой станции, хотя их обещали открыть еще в 60-е годы прошлого века. Когда наверстаем отставание?
– Отставание никто не отрицает, но нужно учитывать объективные обстоятельства. Это и прекращение с середины 90-х целевого финансирования, и сложные геологические условия, связанные с неустойчивыми грунтами, большим количеством рек и каналов, и банкротство «Метростроя». Сейчас бюджет существенно увеличен, работы ведет новая компания «Метрострой Северной столицы», и к 2024 году появятся сразу три станции. «Путиловская» – в Кировском районе, «Горный институт» в Василеостровском и «Казаковская» в Красносельском. Надеемся, простоев больше не случится и с финансированием все будет в порядке. В прошлом году полностью завершены регистрация и переезд в город компании «Газпром». По самым скромным оценкам, это даст дополнительно в бюджет города от 40 до 150 миллиардов. В основном, как было объявлено, они пойдут на строительство подземки. Всего программа развития метрополитена рассчитана до 2032 года, в нее входят 37 объектов.
Также планируется организовать несколько кольцевых маршрутов городских электричек, которые свяжут Белоостров с Ораниенбаумом и Токсово с Гатчиной. Будет создана и система из девяти пересадочных узлов, объединяющих электрички с метро и остановками наземного транспорта. Полностью комплекс собираются запустить к 2030 году.
– Немало доходов в бюджет города дает и промышленность. А насколько конкурентоспособна продукция, которая выпускается в Петербурге?
– Возьмем радиоэлектронный кластер, который объединяет 70 предприятий. Его изделия расходятся по всему миру. На высоком уровне фармацевтика, а по IT-технологиям мы лидируем в России. Налажен выпуск двигателей для вертолетов, приборов для кораблей. Много делается и для гражданского сектора. В феврале начал работу на линии Усть-Луга – Балтийск первый российский автомобильно-железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский». Он заложен на Невском судостроительном заводе и сможет перевозить до 80 вагонов и 73 автомобилей. А до конца текущего года будет сдан второй – его близнец «Генерал Черняховский».
Строительство и эксплуатация таких конструкций означает принципиально новые возможности, инновационные решения. Наша продукция соответствует современным требованиям, особенно там, где в течение последних 4–5 лет удалось провести модернизацию. Условия для этого созданы.
В городе принят закон, по которому предприятиям, обновившим свою производственную базу более чем на 20%, почти полностью возвращаются затраты на техническое перевооружение.
– Есть ли кому выполнять столь ответственные и сложные заказы? Так, железнодорожный паром, о котором говорили выше, строился в кооперации с турецкой верфью. Немало проблем и с трудовыми мигрантами.
– Структура и динамика миграции у нас действительно изменились. Если раньше подавляющее число приезжих были люди низкой и средней квалификации из среднеазиатских республик, сегодня это граждане Белоруссии, Украины, других регионов страны. Кроме того, с учетом многоотраслевой экономики происходит перетекание кадров. Поэтому работать есть кому. Цифры это подтверждают. Уровень регистрируемой безработицы в Санкт-Петербурге по-прежнему остается самым низким в стране. На конец декабря 2021 года он равнялся 0,8%. Для сравнения: два года назад этот показатель был 3,2%.
Удары по кошельку
– Еще одна острая проблема – зарплата. По официальным данным, на конец 2021-го в среднем по городу она составила свыше 73 тыс. руб. Но в реальности многие получают намного меньше. Зачем жонглировать цифрами?
– Как складывается эта величина – известно. Берутся большие заработки, маленькие и делятся пополам. Сумму, которая получается, и объявляют средней зарплатой. Хотя, конечно, нужно ориентироваться на реальные доходы граждан.
В Петербурге, кстати, положение лучше, чем в других регионах. МРОТ, от которого зависят многие социальные выплаты, составит в текущем году 21,5 тыс. руб. Однако удары по кошельку все заметнее. Это усугубляется и тем, что отдельные руководители у нас получают в 8-10 раз больше подчиненных. Такого быть не должно.
Один из выходов – создание единых тарифно-квалификационных справочников. Подобные практикуются за рубежом. Там зафиксировано, что, скажем, дипломированному инженеру с 10-летним стажем работодатель не может установить зарплату ниже определенного уровня. И неважно, государственная компания или частная. Наверное, надо и нам перенять такой опыт. Также необходимо заключать коллективный договор между работниками организаций и профсоюзами с четким обозначением всех пунктов. А трудовая инспекция должна следить за его выполнением.
– Весной власти планируют запустить новую транспортную модель, а начался год с «мусорной реформы», которая идет с перекосами. Как вы считаете, чиновникам нужно объяснять, рассказывать населению, что происходит?
– Обязательно. Власть должна выполнять обязательства, которые берет. А если по каким-то причинам не может – честно и своевременно сообщить, почему сдвигаются сроки. Ведь каждому жителю важно, как работает его поликлиника, насколько благоустроены места отдыха, зеленые зоны. Люди не обязаны разбираться, кто виноват, что не убран двор или не отремонтирован дом. Мне кажется, в данной ситуации было бы разумным использовать квитанции по оплате коммунальных услуг и дополнительно указать там телефоны горячих линий, сайты, чтобы жители могли быстрее связаться с организациями, которые проводят реформы. Горожане тоже должны активно включиться и сообщать, где возникают узкие места. Обратная связь очень важна. В Петербурге такой диалог налажен, но его надо усилить.