В Петербурге за год проходит около 400 крупных мероприятий, и когда количество гаджетов на квадратный метр зашкаливает, связистам приходится особенно потрудиться. Смартфоны и планшеты должны работать даже в таких экстремальных условиях.
Вот на Дворцовой и стрелке Васильевского острова скоро вновь соберутся выпускники на «Алых парусах», в мае в Петербург съедутся эксперты со всего мира на Юридический, а в июне на Экономический форум… Накануне мы узнали у руководителя по развитию бизнеса на массовом рынке регионального отделения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области компании «МегаФон» Кирилла Пуленкова, как оператор справляется с нагрузкой в родном городе и как «большие данные» помогают улучшить качество связи там, где это необходимо.
- Когда на Дворцовой проходят «Алые паруса» или какой-нибудь музыкальный фестиваль, мощностей базовых станций «МегаФона» всегда хватает, чтобы одновременно обеспечить связью десятки тысяч людей?
- Конечно, хватает. Но мы заранее готовимся. Понятно, что когда в одном месте находится 500 человек – это одна нагрузка, а когда собирается сразу 100 тысяч горожан, нужна специальная подготовка. Для этого увеличиваем емкость ближайших базовых станций, задействуем дополнительные возможности, устанавливаем мобильные базовые станции, расширяем каналы, передающие трафик к другим операторам.
- То есть вы можете заранее, еще до мероприятия, просчитать, какая точно нагрузка придется на ту или другую базовую станцию?
- У нас в Петербурге есть Единый центр управления сетью. Он 24 часа в сутки контролирует работу сети «МегаФона» по всей стране – от Калининграда до Владивостока. Статистика – важная вещь в нашей работе. Мы собираем данные, на их основе ищем способы, как лучше всего увеличить эффективность каждой базовой станции. Ежегодно мы помогаем в проведении самых разных мероприятий на самых разных площадках, так что у нас есть полная картина, что происходит с сетью и каких пиковых нагрузок стоит ожидать в том или ином месте.
- Согласны с тем, что крупные события – это как лакмусовая бумажка? Сразу ясно, насколько сеть оператора хорошо работает.
- Согласен, но лишь отчасти. Весь фокус в том, что сеть должна работать хорошо везде и в круглосуточном режиме. Но если сеть работает даже в ситуации, когда тысячи людей в одном месте одновременно звонят, отправляют селфи и выкладывают видео в соцсетях, - это отличный показатель. И нам это удается. Более того, помимо связи и мобильного интернета для зрителей, мы, когда нужно, организуем еще и видеотрансляции в HD-качестве в интернете или вообще онлайн-трансляции сразу на два города. Тут важно помнить, что если раньше люди больше звонили, то теперь все чаще общаются в интернете, смотрят ролики, фотографии, делятся своим контентом. Основная нагрузка на сеть теперь идет именно за счет трафика передачи данных. Очевидно, что это направление будет развиваться и дальше, ведь мобильный интернет становится все более скоростным, в наших смартфонах уже множество функций, которые зависят от передачи данных, не говоря уже о возможностях для бизнеса.
- Кстати, про интернет. Замечено: чем он медленнее, тем быстрее начинаешь нервничать. Мантра, что 15 лет назад интернета в телефонах, считай, вообще не было, не работает…
- Да, без мобильного интернета уже никуда, именно поэтому мы активно развиваем сети четвертого поколения, где скорости передачи данных в разы выше, чем в 3G. Петербуржцы сейчас прокачивают ежемесячно трафик в несколько раз больше, чем еще пару лет назад. Разница очевидна. А раз так, то «МегаФон» не может просто ежегодно использовать одни и те же ресурсы. Мы постоянно должны совершенствовать сеть, искать новые возможности, чтобы пропускать больше трафика. Телеком не стоит на месте, мы постоянно внедряем новые технологии, поэтому работа связиста очень интересная, здесь некогда скучать. Вот, например, в этом году мы запустили проект «Мега-Аналитика», своеобразный рейтинг самых разных площадок и даже городов. Конечно, «МегаФон» всегда собирал подобные данные и вел статистику, где петербургские абоненты прокачивают больше всего трафика, чтобы планировать работы по установке новых базовых станций. Теперь эти данные доступны всем.
- И где качают больше всего?
- Зависит от времени года, масштабности мероприятий. Скажем, на Санкт-Петербургском международном культурном форуме участники за три дня скачали трафик, сопоставимый по объему с сотнями тысяч экземпляров романа «Война и Мир», а длина разговоров по мобильным телефонам составила почти два года. В новогодние праздники среди концертных площадок на первом месте оказался Ледовый дворец, там абоненты прокачали трафик, сопоставимый с двумя миллионами песен. Самым популярным направлением для путешествий среди абонентов «МегаФона» на новогодние каникулы стала Москва. А, например, недавно, во время хоккейных матчей Еврочелленджа в петербургском дворце спорта «Юбилейный» наши абоненты прокачали 400 тысяч мегабайт интернет-трафика. Такие данные помогают понять, каким площадкам стоит уделить больше внимания, чтобы сделать связь для абонентов еще надежнее. «Мега-Аналитика» - долгосрочный проект, поэтому впереди нас ждет много интересных обзоров.