Свой бизнес студент-инженер Махач Хайбаев начал в 19 лет, разрабатывая стратегию в комнате студенческого общежития. Первые вложения в производство элитной обуви составили 28 тысяч рублей. Сегодня Махачу 22, и оборот его компании доходит до 24 млн год.
Туфли вместо книг
Махач Хайбаев учился в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете (ИТМО) на инженера телекоммуникационных систем. Но все полки в общежитии у него были заставлены не книгами, а обувью - на втором курсе он уже был обладателем 25 пар туфель. Страсть проснулась ещё в детстве, когда дядя из Дагестана принёс ему пару собственноручно изготовленных ботинок.
- Как-то посмотрел я на свою обувь и решил - а почему бы не сделать это своим бизнесом, - говорит Махач. - Нашёл мастерскую в центре Петербурга, где делали обувь из итальянской кожи на заказ, и стал её продавать через Интернет. Занимался этим год, кроме того, сидел на производстве, изучал процесс, читал блоги об элитной обуви. Когда самый известный из них - the shoe snob shop - написал уже о моей собственной компании наряду с мировыми брендами, я прыгал от радости.
Собственный бизнес под брендом Migliori (итал. «лучший») Махач начал с вложения 28 тыс. рублей в покупку четырёх пар обуви, выполненных по его дизайну. Первая чистая прибыль составила 30 тысяч, которые он тут же вложил в развитие компании.
В ноябре 2014 года 19-летний предприниматель открыл маленькую мастерскую по изготовлению мужских туфель под заказ, которые продавал через соцсети, - 15-20 пар в месяц. Сам искал клиентов, вёл бухгалтерию, разрабатывал дизайн, запустил онлайн-конструктор, который позволяет человеку собрать свою пару из нескольких тысяч вариантов. Удалось подкопить денег, снять офис и открыть свой первый шоу-рум. Как говорит Махач, мечта была одна - чтобы все ходили в его обуви.
Страна для бизнеса
Сегодня компания Махача Хайбаева выпускает 220 пар обуви в месяц - стоимость одной начинается от 20 тысяч рублей. Кожу закупают во Франции, на заводе, принадлежащем крупнейшему холдингу Hermes, замшу - в Англии. Покупка некачественной итальянской кожи на 200 тысяч рублей однажды едва не разорила начинающий бизнес, с тех пор к выбору материалов Махач подходит с особой тщательностью. За прошлый год оборот его компании составил 24 млн рублей, к концу этого года предприниматель рассчитывает выйти на 30. Стремительно развивающимся брендом заинтересовались несколько крупных бизнесменов. Один из них, Роман Глазков, став партнёром, согласился инвестировать в компанию 40 млн рублей. Это позволит запустить коллекцию женской обуви и открыть осенью новые бутики в двух столицах.
Как говорит Махач, сегодня невозможно в хорошем ресторане не встретить кого-то в его обуви. Пара туфель петербургского бренда есть у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, певца Сергея Шнурова, резидентов «Камеди клаб» и топ-менеджеров нескольких крупных холдингов.
- В планах - выход на международный рынок, - делится Махач. - Рассчитываю, что дойдём до того объёма, когда российские кожзаводы будут делать специально для нас сырьё хорошего качества. А вообще Россия - самая лучшая страна для развития нового бизнеса. У нас минимальная налоговая нагрузка при максимальных возможностях выйти на рынок для молодой компании. В Англии, Италии или Франции молодому, пусть и самому талантливому обувщику невозможно пробиться. Всё захвачено брендами со столетней историей. Но лично я рассчитываю их потеснить…