Примерное время чтения: 8 минут
3631

Жизнь в изоляции. Жители Ленобласти бросают дома из-за отмененных автобусов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. Аргументы и факты - Петербург 11/01/2017

Автобусное сообщение в Ленинградской области находится в удручающем состоянии. Некоторые населённые пункты вынуждены существовать в полной изоляции без возможности выбраться в райцентры или Петербург на общественном транспорте. Поэтому всё чаще жители глубинки бросают свои дома и перебираются в города.

В банк - на такси

Деревня Пехенец находится в 14 километрах от железнодорожной станции Мшинская и в 34 километрах от районного центра Луга. До осени прошлого года из населённого пункта, где проживают более 700 человек, ежедневно ходили рейсовые автобусы. До Мшинской - три раза в день, до города - один рейс в сутки. С сентября маршруты отменили, теперь из деревни можно выбраться лишь дважды в неделю: во вторник и в четверг. В остальное время связи с внешним миром у местных жителей нет.

«Вот так и живём, как на острове, - говорит местная жительница Людмила Крылова. - По делам в Лугу можно выбраться только дважды в неделю. Обратно автобусы уходят около 13 часов, поэтому, если в сберкассе или поликлинике очередь, легко опоздать. Приходится брать такси, а это 500 рублей в одну сторону! Откуда у пенсионеров такие деньги? На Мшинскую же нам теперь вообще не уехать, а там и сельсовет, и амбулатория, и магазины, и аптека, и железнодорожная станция. Очень много наших жителей работают в Санкт-Петербурге. Как им теперь до электрички добираться?».

В Пехенце пока работает детский сад на две группы, по вторникам в местной амбулатории принимает фельдшер, действуют два продуктовых магазина, где очень высокие цены. Школы нет, поэтому дети вынуждены ездить в Мшинскую за 14 километров. Родители радуются, что хотя бы для школьников правительство Ленинградской области создало условия. По программе «Автобусы - детям» утром и вечером подростков возит школьная машина.

Где это видано?

С 60-х годов здесь работал успешный племенной зверосовхоз. Выращивали песцов, норку, кроликов. Более 70% населения посёлка там работали. Люди приезжали трудиться на предприятие со всей страны. 78-летняя Антонина Ильинична Андреева - одна из старейших работниц Пехенецкого совхоза, проработала здесь 40 лет. На её глазах произошли и расцвет производства, и упадок, и смерть предприятия.

«Какие хорошие времена у нас были в советские годы! Платили достойную зарплату, выдавали льготные путёвки на море. А сколько у нас автобусов было! Каждые 15 минут к остановке подходил общественный транспорт. Можно было уехать и в Лугу, и в Гатчину, и в Сиверскую, и в Кингисепп. Помню, мы с подружками из бухгалтерии регулярно в обед ехали в Рождествено за 50 километров. Там хороший продуктовый магазин работал - укладывались в два положенных часа, ещё и поесть успевали. А теперь что? В начале нового века совхоз развалился, люди оказались брошенными. Докатились до того, что из деревни не выехать! У меня дочь живёт в Приозерске. Я не могу навестить её в выходные, потому что автобус ходит только по вторникам и четвергам. Ну где это видано?».

В местной администрации корреспонденту «АиФ» найти никого не удалось. До сентября пассажирскими перевозками в населённом пункте занималась частная компания «Авто-Беркут». Основная её специализация - транспортировка твёрдых бытовых отходов, но в ведении компании есть и автомобильный парк. Прошлой осенью там решили, что ежедневный автобус из Пехенца экономически невыгоден, и сократили этот маршрут. Автобус до Луги два раза в неделю частично финансируется из районного бюджета.

Нерешаемая проблема

Транспортная изоляция деревни Пехенец Лужского района - далеко не единичная в Ленинградской области. Если в районах, расположенных рядом с Петербургом, ситуация ещё сносная, то в отдалённых - Лужском, Сланцевском, Кингисеппском, Лодейнопольском - проблема общественного транспорта является одной из главных. С завидной регулярностью жители разных деревень пишут письма губернатору и президенту. Но ситуация не решается и вряд ли решится.

По данным перевозчиков, сегодня в Ленобласти действует 144 междугородних автобусных маршрута, которые обслуживают 24 компании-перевозчика. Деятельность ещё 600 маршрутов контролируют администрации районов. За последние 15 лет в регионе был открыт всего один автовокзал - в Тихвине. В остальных городах автобусы ждут пассажиров, где придётся.

Никаких дотаций на осуществление пассажирских перевозок в областном бюджете не заложено, спрос со стороны перевозчиков есть только на популярные и окупаемые маршруты, а таковых с каждым годом становится всё меньше. До определённого момента движение между областными городами осуществляли нелегалы. Люди рады и им, хотя вынуждены ездить на полуразвалившихся и небезопасных машинах. Но и их становится всё меньше. Вот и получается, что жители Киришей не могут доехать до Тихвина, людям из Волосова не добраться до Гатчины, а для кингисеппцев закрыты Сланцы. Что уж говорить о жителях маленьких деревень, таких как Пехенец, Семиозерье, Терволово и других, которые оказались в настоящей транспортной блокаде.

Комментарий

Государство отстранилось

Владимир Валдин, эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт»:

- Сфера общественных перевозок в Ленинградской области отдана на коммерческий откуп. Муниципалитеты больше не обязаны дотировать этот вид услуг, независимо от того, сколько человек живёт в той или иной деревне. На примере Новгородской области можно увидеть, как там деградировало движение общественного транспорта. В нашем регионе - те же проблемы. Ни к чему хорошему это не приведёт: уходит транспорт, из деревень уезжают люди, глубинка вымирает.

Если смотреть по районам, то хуже всего обстоят дела в Сланцевском. Там за последние 10 лет исчезла половина рейсов. В Кингисеппском власти пытались отменить автобусы, но местные жители начали перекрывать дороги и отстояли многие из маршрутов. Тяжёлая ситуация в Лужском районе: плохое состояние дорог, крупные населённые пункты находятся вдали от райцентра. Более-менее обстоят дела в Киришском районе - благодаря хорошей экономике. Очень мало автобусных маршрутов в Приозерском, там деревни переводят в дачный статус, местные жители от этого страдают.

Коммерческие перевозчики ездят только там, где это выгодно, в отдалённые малонаселённые районы даже не суются. Подобная плачевная ситуация по всей России. По сравнению с некоторыми областями в Ленобласти ещё всё неплохо! Но в ближайшие годы положение будет ухудшаться. Как только государство полностью отстранилось от выполнения социальных функций, общественный транспорт начал погибать. Жителям небольших деревенек можно только посочувствовать, потому что ситуация безвыходная.

Те, у кого есть личные машины, выкручиваются, а тысячи бедных пенсионеров живут в изоляции.

Мнение эксперта

Не проблемы чиновников?

Алла Черных, заместитель гендиректора областной транспортной компании:

- В Псковской области удалось сохранить 24 госавтостанции и городской автовокзал. А ведь этот регион меньше и беднее, чем Ленинградская область. В Московской области несколько лет назад было построено 18 автостанций, приобретено 400 автобусов за бюджетные деньги. В Ленобласти такого не было никогда. Со стороны чиновников есть только контроль. А то, что нет кадров, транспорта и автовокзалов, - не их проблемы.

Раньше любое транспортное предприятие могло возить людей по нерентабельным маршрутам без пересадок, потому что транспортная сеть была государственной, на неё выделялись дотации. Сейчас ни один частник на это не пойдёт, так как денег за это из областного бюджета никто не даёт.

А как у них?

  • В соседней Финляндии общественный транспорт не заезжает в глухие места. Но практически в каждой семье есть автомобиль. Если житель Суоми отправляется в дальнюю поездку, то он доезжает на машине до железнодорожной или автобусной остановки, оставляет автомобиль и пересаживается на общественный транспорт.
  • В Чехии общественный транспорт развит хорошо. Муниципалитеты и общины доплачивают перевозчикам, благодаря чему автобусы заезжают во все уголки страны. Даже если на каком-то участке перевозки не окупаются, машина туда всё равно едет. Люди самых разных социальных слоёв активно пользуются общественным транспортом. Бензин в Европе дорог, и население предпочитает автомобилям автобусы и электрички.
  • В США ситуация кардинально иная. Там вообще нет общественного транспорта - если в мегаполисах ещё действуют автобусы и метро, то в маленьких городках без автомобиля никак. В глубинке люди пользуются такси либо берут автомобиль в прокат. Автобусы ходят до крупных аэропортов, но они не пользуются спросом. Их финансируют местные муниципалитеты.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах